ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Калининградский государственный технический университет»
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ
БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
№ 4 (38)
Научный журнал
Калининград
Издательство БГАРФ
2016
1
Стр.1
ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования).
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory
and methods of professional education): научный рецензируемый журнал / под ред. д-ра пед. наук,
проф. Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2016. – № 4 (38). –
с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода,
основателем которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук,
профессор Галина Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля
2010 г. № 6/6; от 1 декабря 2015); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ №
ФС77-31377 от 11 марта 2008 г.); представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ
(НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный
договор №17-11/08); зарегистрирован в международной базе данных периодических и
продолжающихся изданий Ulrich‘s Periodicals Directory, электронные версии журнала размещены
также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре электронных
ресурсов «Агентство «Книга – Сервис» – www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка на
журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарева Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Серых Анна Боирисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики,
профессиональной педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
аспирантов, докторантов и соискателей.
Статьи печатаются в авторской редакции.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0361-9
© Авторы статей, 2016
© «БГАРФ» ФГБОУ ВО «КГТУ», 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ………………………………………………….6
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Бокарева Г.А., Бокарев М.Ю. Проблемы практической педагогики……………………..7
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Конюшенко С.М., Кузьмин С.В. Модель процесса формирования дидактических умений
по применению сетевого интерактивного средства обучения………………………11
Тамарская Н.В. Современные ориентиры в повышении квалификации педагогов…..16
Гребенюк Т.Б., Булан И.Г. Концепция моделирования учебно-методического обеспечения
проектно-исследовательской деятельности студентов……………………………19
Тамарская Н.В., Венцель Р.Б. Возможности формирования инклюзивной компетенции
преподавателя вуза …………………………………………………………………23
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лифинцев Д.В.,Серых А.Б., Лифинцева А.А. Социальная поддержка и развитие идентичности
в подростковом возрасте: обзор эмпирических исследований……………………27
Мычко Е.И., Краковская М.С. Подготовка будущих педагогов к построению социального
пространства отношений дошкольников с учетом требований профессионального
и образовательного стандартов……………………………………………………………..30
Чуксина И.Г., Чжао Ц. Профессионально ориентированный подход к обучению лексике
на занятиях русского языка как иностранного (на материале текстов по морской
специальности)………………………………………………………………………………36
Герасимова А.В., Киракосян М.Ж. Скопич Д.Л. Практико-ориентированный подход к
формированию профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления
«Управление персоналом»……………………………………………………………..41
Тарасова Е.Н.Элективный курс «Устная профессиональная речь преподавателя русского
языка как иностранного» как способ реализации когнитивно-компетентностного
обучения в педагогическом вузе…………………………………………………………...52
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Самсонова Н.В., Врачинская Т.В., Буткус Е.А. Историография педагогического
наследия В.Н. Сорока-Росинского……………………………………………………….61
Алтунина В.В., Складнева А.И. Образовательные проекты как инновационный инструмент
совершенствования педагогической деятельности…………………………..64
Гатен Ю.В. Межкультурная компетентность преподавателя вуза в работе с иностранными
студентами из стран дальнего зарубежья…………………………………………69
Ермакович С.П.Социально-психологическая артикуляция маскулинности в различных
социумах…………………………………………………………………………………….75
Торопов П.Б. К результатам исследования семантического пространства
понятия «социальное содействие» и его реализации в ономастике России…………...79
Карпов Г.Н. Нормативная модель формирования компетенций в области прикладной
механики и пути ее реализации……………………………………………………85
Ковалишин П.Ю. Формирование лингвистической компетенции специалистов –
филологов при изучении парадигмальных границ лигвокультурологии………………91
3
Стр.3
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бокарев М.Ю., Бычкова О.С. Психолого - педагогическая составляющая содержания
дополнительных профессиональных программ по направлению «Преподаватель образовательной
организации» согласно требованиям профессионального стандарта……95
Фильченкова И.Ф. Основные идеи и подходы к вовлечению преподавателей вуза в
инновационную деятельность………………………………………………………………99
Шахов В.А. Проблемы региональности российского эксклава юго-восточной Балтии…………………………………………………………………………………………104
Белянина
И.В., Н.С. Елизарова Актуальные направления подготовки конкурентноспособных
специалистов в сфере образования………………………………………………112
Герасимова А. В., Балясникова Е. В. Статус менеджера по персоналу и проблемы его
адаптации на предприятии……………………………………………………………….116
Карпов Г.Н. Теоретическая модель профессионала…………………………………..121
Потменская Е. В. Эмоционально-рефлексивный подход как концептуальная основа
формирования музыкальной культуры будущего учителя начальных классов в процессе
профессиональной подготовки……………………………………………………………126
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Крукович Н.П., Дерендяева Т.М. Использование методов математического моделирования
в профессиональной подготовке специалистов рыбопромыслового флота……133
Корнева И.П. Анализ образовательного потенциала подготовки студентов технических
вузов к освоению физических методов исследований………………………………….137
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Жаброва Т.А., Зайцев А.А. Результаты экспериментальных исследований эффективности
гипоксической тренировки студентов, проживающих в неблагоприятных экологических
районах……………………………………………………………………………140
Артемьева В.А. Исследование отношения водителей к соблюдению нравственных
норм как технология предотвращения рисковых ситуаций…………………………..144
Мищенко Л. В., Сенькова М. П.Специфика интегративного развития мальчиков и
девочек дошкольников с низким уровнем развития воображения…………………….151
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дерендяева Т.М., Крукович Н.П. К проблеме формирования профессионально важных
качеств морских инженеров и их соответствия современным требованиям профессии и
рынку труда………………………………………………………………………………..160
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Власенко М.А., Самсонова Н.В. Компетенция личностной безопасности военнослужащего
в структуре безопасности военной службы………………………………………168
Богуславец М.В., Бавула Ю.И., Бавула А.А. Средства новых информационных технологий
в процессе профессиональной подготовки инженеров военно-морского флота173
Медынский В.Ю., Богуславец М.В., Бавула Ю.И., Бавула А.А. Интенсификация учебного
процесса с помощью базового конспекта…………………………………………178
4
Стр.4
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Зайцева А.А. О результатах исследования соответствия мотивации и интереса типу выбранной
профессии студентов биономического направления………………………….183
Мавренкова Е.В. Преемственность в формировании общекультурных компетенций
будущих педагогов в системе «колледж-ВУЗ»…………………………………………188
Резникова Т.Н. К проблеме исследования мотивации специалистов профессионального
образования к овладению компетенциями документационного обеспечения при
обучении организации собственной деятельности………………………………………193
Ткаченко С.В. Конкурентоспособность специалиста: дефиниции понятия в научных
исследованиях…………………………………………………………………………….196
ABSTRACTS………………………………………………………….............................................................202И
НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ…………………………………………………………………………209
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА…………………………………………………………..............213
5
Стр.5