ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
2013, № 3
Серия издается с 2004 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Михеева Н.Ф., Ахмедова Ф.А. Явление синонимии глагольных фразеологизмов,
обозначающих чувства, в русском, английском и таджикском языках ..........................
Багана Ж., Гончукова Е.Л. Структурные особенности коммерческих писем России
и Франции ........................................................................................................................
Быкова И.А., Нотина Е.А. Достижение коммуникативной эквивалентности в условиях
межъязыковой опосредованной коммуникации (сопоставительный аспект) .........
7
Аносова О.Г. Особенности поэтики исторического романа Б. Дизраэли ...................... 15
22
27
Габдуллин С.С., Дмитриченкова С.В. О внешнем и внутреннем строении полуморфологизованных
оборотов в современном немецком языке ..................................... 33
Елина Е.Н., Кузнецова Л.И. Когнитивные основания фреймового словаря ............... 37
Карпина Е.В. К вопросу о признании нормативности языкового явления: язык, культура,
норма ....................................................................................................................... 43
Лангнер А.Н., Багана Ж. История возникновения франкофонии Черной Африки ......... 53
Стр.1
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2013, № 3
Намакштанская И.Е., Романова Е.В. Еще раз о подтексте песни В.С. Высоцкого
«Смотрины» ...................................................................................................................... 58
Сидорова И.Н. Общие тенденции и особенности формирования личностного начала
в литературе Восточной Африки ..................................................................................... 65
МЕТОДИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ
Архангельская А.Л., Жигунова О.М., Жиндаева А.Г. О новом концептуальном подходе
к обучению иностранных студентов научному стилю речи на этапе довузовского
образования ...................................................................................................................... 70
Балыхина Т.М., Румянцева Н.М. Учет национальных и личностных особенностей
тестирующихся при создании адаптационных тестов по РКИ ........................................ 78
Баранова Н.М. Положительные и отрицательные стороны использования технологии
E-Learning в учебном процессе экономического факультета университета ............. 86
Бодрова Т.Ю. Педагогический эксперимент как эффективное средство проверки
знаний при изучении орфографии и пунктуации русского языка ...................................
Жаркова Е.Х., Назарцева Е.А. О роли контрастивного анализа в преподавании РКИ
(на примере языка суахили) .............................................................................................
91
99
Исмаилова Х.Э. К вопросу изучения категории падежа имен существительных
при обучении русскому языку студентов-таджиков ........................................................ 104
Красильникова Е.В., Оганезова А.Е. Образование как сфера социокультурной идентификации
......................................................................................................................... 108
Молдахметова Г.З. Сущность Региональной концепции профессионально ориентированного
языкового образования Павлодарской области .............................................. 116
Мотовилова Г.Г., Пушкова Н.П., Сидельникова А.В., Шустикова Т.В. Контроль
уровня языковой компетенции иностранных учащихся (первый сертификационный уровень
владения РКИ) .......................................................................................................... 123
Новикова И.Ю. Некоторые пути повышения качества инженерной подготовки с учетом
содержания современного высшего образования ............................................................ 128
РуденкоМоргун О.И., АльКайси А.Н. Трудности освоения иностранными учащимися
текстов русских поэтических произведений ........................................................... 134
Чернышов М.Ю., Журавлёва А.М., Чернышова Г.Ю. Образование, воспитание
и развитие в отечественной школе: их содержательность и необходимость проектирования
содержания ......................................................................................................... 141
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО РКИ:
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Аду С.С., Аду Я.Н. Учебное пособие по русскому языку для иностранных юристовмагистрантов
(начальный этап обучения) ........................................................................ 151
Березняцкая М.А. Адаптация курса «Русский язык и культура речи» к восприятию
иностранными студентами ............................................................................................... 156
Будильцева М.Б., Варламова И.Ю., Новикова Н.С. Курс «Культура научной и деловой
речи» для студентов-иностранцев: содержание и методические принципы ......... 164
Сойникова А.Д. Контроль как составная часть коммуникативной технологии обучения
РКИ студентов нефилологического профиля .................................................................. 170
2
Стр.2
Содержание
Степаненко В.А., Нахабина М.М., Курлова И.В. Современные подходы к методике
преподавания русского языка как иностранного ............................................................. 175
Шабалина Л.Н. Роль интерактивного пособия по практике речи «Прогулки по Москве:
московские бульвары» и натурного урока по нему в формировании вторичной языковой
личности студента-иностранца ........................................................................................ 182
НАШИ АВТОРЫ ......................................................................................................... 187
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2013
© «Вестник Российского университета дружбы народов», 2013
Стр.3
BULLETIN
of Peoples’ Friendship
University
of Russia
Series
PROBLEMS OF EDUCATION:
LANGUAGES AND SPECIALITY
2013, N 3
Series founded in 2004
Peoples’ Friendship University of Russia
SCIENTIFIC JOURNAL
Founded in 1993
CONTENTS
TOPICAL ISSUES
IN GENERAL LINGUISTICS
Mikheyeva N.F., Akhmedova F.A. Phenomenon of Synonymy of Verbal Idioms Denoting
Feelings In Russian, Tajik, And English Languages ...........................................................
7
Anossova O.G. Historical Novel Vs Romance Formation in B. D’israeli’s Creative Search .... 15
Baghana J., Gonchukova E.L. Structural Peculiarities of Commercial Letters In Russia
And France ........................................................................................................................ 22
Bykova I.А., Notina E.A. The Achievement Of Communicative Equivalency By Means
Of Interlingual Mediated Communication .......................................................................... 27
Gabdullin S.S., Dmitrichencova S.V. Internal And External Relationship In Semi-Morphological
Constructions In Modern German ..................................................................... 33
Elina E.N., Kuznetsova l.I. Cognitive Foundations Of Frame Dictionary ......................... 37
Karpina E.V. To The Question Of Recognition Of The Language Phenomenon As A Norm:
Language, Culture, Norm ................................................................................................... 43
Langner A.N., Baghana J. The Origin Of The Phrancophonie In Sub-Saharian Africa ..... 53
4
Стр.4
Contents
Namakshtanskay I.E., Romanovа E.V. Once Again About The Implication Of canto
V.S. Visotsky «Bride-Shows» ........................................................................................... 58
Sidorova I.N. The General Tendencies And Specialties Of Formathion Of Individual’s
Beginning In The East African Literature ........................................................................... 65
METHODS: THEORY AND PRACTICE
OF TRAINING TO LANGUAGE
Arkhangelskaya A.Z., Zhigunova O.M., Zhindaeva A.G. A New Conceptual Approach
to Teaching Scientific Style of Speech of Foreign Students at the Stage of Pre-University
Education ..........................................................................................................................
Balykhina T.M., Rumyantseva N.M. Problems of National And Personal Features of Tested
Persons in Creation Adaptive Tests for RFL ......................................................................
Baranova N.M. Positive And Negative Aspects Of E-Learning Technologies In The Educational
Process Economics From The University ..............................................................
Bodrova T.U. Pedagogical Experiment As An Effective Means Of Testing Of Knowledge
When Studying The Spelling And Punctuation Of The Russian Language ..........................
Zharkova E.H., Nazartseva E.A. Contrastive Analysis in Teaching Russian to Swahili
Speakers ...........................................................................................................................
Ismailova K.E. On the Issue Of Studying the Category Of Case Nouns In Teaching Russian
To Students — The Tajiks .................................................................................................
Krasilnikova E.V., Oganezova A.E. Education as a Field of Social and Cultural Identity .....
Moldakhmetova G.Z. The Essence Of The Concept Of The Regional Professionally Oriented
Language Education In Pavlodar Region ............................................................................
Motovilova G.G., Pushkova N.N., Sidelnikova A.V., Shustikova T.V. Control of the
Grammatical Competence in Russian of Foreign Students (The Pre-University Level) ........
Novikova I.Y. Certain Means of Engineer Training Improvement in Higher School in Accordance
With The Contents Of Modern Higher Education ................................................
RudenkoMorgun O.I., AlKaisi A.N. Problems In Mastering Of Russian Poetic Texts By
Foreign Students ...............................................................................................................
Chernyshov M.Yu., Zhuravleva A.M., Chernyshova G.Yu. Education, Upbringing And
Intellectual-Moral Development In Russian Schools: Their Pithiness And The Necessity Of
Planning Of The Content ...................................................................................................
MANUALS AND TEXTBOOKS:
TRADITIONS AND INNOVATIONS
Adu S.S., Adu Y.N. The Teaching Book Of Russian Language For Foreign Masters Students
.................................................................................................................................
Bereznyatskaya M.A. «Russian Language And Language Culture» Course Adoption For
Foreign Students’ Perception .............................................................................................
Budiltseva M.B., Varlamova I.J., Novikova N.S. Course «Russian Scientific And Business
Culture» For Foreign Students: Content And Methodological Principles .....................
Soynikova A.D. Control As A Component Of Communicative Technology Of Training
Russian As Foreign Language To Students Of Non-Philological Profile .............................
151
156
164
170
5
70
78
86
91
99
104
108
116
123
128
134
141
Стр.5
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2013, № 3
Stepanenko V.A., Nahabina M.M., Kurlova I.V. New Ideas In Teaching Practice Of
Russian As A Foreign Language ........................................................................................
Shabalina L.N. Walking in Moscow: «Moscow Boulevards» Textbook and Outdoor Lessons.
Their Role In Developing A Foreign Student’s Secondary Linguistic Personality ................
OUR AUTHORS ...........................................................................................................
175
182
187
© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2013
© «Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia», 2013
Стр.6