КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ (первый сертификационный уровень владения РКИ) Г.Г. Мотовилова, Н.П. Пушкова, А.В. Сидельникова, Т.В. Шустикова Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье рассматриваются вопросы итогового контроля в процессе системного формирования грамматической компетенции как базовой составляющей коммуникативно-речевой компетенции иностранных учащихся на предвузовском этапе обучения. <...> Ключевые слова: русский язык как иностранный, контроль уровня владения, грамматическая система русского языка, языковая компетенция, коммуникативно-речевая компетенция. <...> В существующих в настоящее время нормативных документах в области преподавания РКИ — программах [1], требованиях [2], стандартах и лексических минимумах [3] представлены цели, задачи и содержание этого процесса. <...> При этом коммуникативно-речевая компетенция рассматривается как интегральное образование, включающее в себя в числе других в качестве базовой составляющей языковую (лингвистическую) компетенцию. <...> Данная компетенция означает знание грамматической системы изучаемого языка на всех уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом) и умение пользоваться ею в речевом общении. <...> Учащийся должен уметь «конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами русского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции» [4. <...> Таким образом, грамматика РКИ «формулирует правила и закономерности построения тех или иных языковых единиц, языковых средств и их поведения в речи» [5. <...> Формирование языковой компетенции иностранного учащегося как основы его коммуникативно-речевой компетенции означает <...>