ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Калининградский государственный технический университет»
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ
БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
№ 1 (39)
Научный журнал
Калининград
Издательство БГАРФ
2017
1
Стр.1
ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования).
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory
and methods of professional education): научныйрецензируемыйжурнал / подред. д-рапед. наук,
проф. Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-воБГАРФ, 2017. – № 1 (39). –
с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: ИзвестияБалтийскойгосударственнойакадемиирыбопромысловогофлота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по
внедрению профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального
подхода, основателем которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических
наук, профессор Галина Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19
февраля 2010 г. № 6/6; от 1 декабря 2015); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в
сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о
регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11 марта 2008 г.); представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ
БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного цитирования
(ИФ РИНЦ) (сублицензионный договор №17-11/08); зарегистрирован в международной базе
данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные
версии журнала размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт –
www.rucont.ru и в Центре электронных ресурсов «Агентство «Книга – Сервис» – www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка на
журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Серых Анна Боирисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального
педагогического образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области
педагогики, профессиональной педагогики, инженерной педагогики, теории и методики
профессионального образования, психологии, аспирантов, докторантов и соискателей.
Статьи печатаются в авторской редакции.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0365-7
© Авторы статей, 2017
© «БГАРФ» ФГБОУ ВО «КГТУ», 2017
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ……………………………………………………6
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Бугакова Н.Ю. Методологическая целостность междисциплинарных знаний в
научно-педагогическом комплексе «лицей – колледж - вуз»………………………………...8
Тамарская Н.В. Повышение квалификации педагогов в контексте будущего
образования……………………………………………………………………………………..11
Чуксина И.Г. Известный ученый-педагог, талантливый организатор……………..14
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Кострикова Н.А., Яфасов А.Я., Липская А.С., Алеева В.К. Вопросы подготовки
кадров туризма в контексте модернизации экономики Калининградской области на
примере янтарной отрасли……………………………………………………………………..15
Бугакова Н.Ю., Титова И.В. Сущность правовой грамотности преподавателей в
условиях экологической образовательной среды технического вуза……………………….24
Саванович С.В. Особенности управления процессом конструирования имиджа
образовательного учреждения в сфере высшего образования………………………………28
Лобанова Н.М. Разработка информационных систем поддержки принятия
управленческих решений как формирование компетенции будущих руководителей…….34
Чунина А.Е. Государственно-частное партнерство в сфере образования………….38
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рудинский И.Д., АбдулхамидТ. Формирование компетенции преподавателя
иностранного языка в области применения технологий компьютерной поддержки
изучения языков………………………………………………………………………………...43
Тамарская Н.В., Мавренкова Е.В. К вопросу о формировании общих и
общекультурных компетенций будущих педагогов в процессе профориентационной
работы со школьниками……………………………………………………………….52
ДерендяеваТ.М. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности
будущих менеджеров к принятию управленческих решений………………………………55
Ермакова Н.И. Подходы к проблеме организации и контроля
самостоятельной работы студентов…………………………………………………..60
Краковская О.С. Модель формирования организационно-управленческой
компетенции будущего преподавателя иностранного языка……………………………….66
Монгина Ф.М. Вопросы обучения грамматике русского языка как иностранного в
техническом вузе……………………………………………………………………………….71
Ермакова Н.И., Кайгородова О.В. О роли производственной практики студентов в
детском оздоровительном лагере при реализации компетентностного подхода…………..75
3
Стр.3
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Чуксина И.Г. Межкультурная коммуникация в практике преподавания русского
языка как иностранного……………………………………………………………………….78
Безуглая Т.И. Достижения отечественной психологии в конце XX
началеXXI веков………………………………………………………………………..82
Мамедов М.А. Кадровое обеспечение научно-технических библиотек
Азербайджана: исторический обзор…………………………………………………………..87
Мажар Е.Н. Практико-ориентированная модель профессиональной подготовки
студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию………………………………...93
Минеева О.А., Цветкова С.Е., Клопова Ю.В. Опыт разработки силлабуса по
дисциплине «Английский язык»……………………………………………………………..101
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Серых А.Б., Соколова И.А. Особенности подготовки специалистов для
экономически и экологически устойчивых предприятий машиностроения……………...108
Серых А.Б., Иванова А.Р. Психообразовательный подход в системе
профессиональной подготовки специалистов………………………………………………113
Лебедева Н.В. Андрагогические характеристики дополнительного
профессионального образования специалистов социальной сферы……………………....116
Мажар Е.Н. Проектирование процесса и содержания подготовки студентовлингвистов
к межкультурной коммуникации………………………………………………122
Герасимова А.В., Киракосян М.Ж., Скопич Д.Л. Моделирование системы
управления самостоятельной работой студентов направления «управление
персоналом»…………………………………………………………………………………...130
Масленникова Е.В., Матненко Н.Н., Комовникова Г.Г., Телков В.В. Модели
управления оборотным капиталом медицинской организации……………………………135
Михайлов А.Ю. Болонский процесс: проблемы профессионального
образования…………………………………………………………………………... 139
Несына С.В., Кайгородова О.В., Безуглая Т.И. Значение современных технических
средств в воспитании детей и подростков…………………………………………………..143
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Саватеев Д. А. Лабораторное исследование асинхронного электродвигателя
методом пуска…………………………………………………………………………………149
Терюшева С.А. Особенности применения виртуальных лабораторий в учебном
процессе технического вуза по химии ………………………………………………153
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Бугакова Н.Ю., Цыганова Н.Н. Информационные риски в экологической
образовательной среде технического вуза………………………………………………….162
Зайцев А.А., Фарафонов А.Ю. Учет изменения вегетативных показателей в
методике обучения военнослужащих упражнениям по преодолению полосы
препятствий…………………………………………………………………………………...168
Глинчикова Л.А К проблеме анализа содержания физического воспитания
и спорта в Германии…………………………………………………………………..175
4
Стр.4
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мойсеенко С.С. Методическое обеспечение подготовки специалистов к
деятельности по управлению рисками в морских и мультимодальных перевозках……184
Вавилова Л.Н. Опыт подготовки морских специалистов по безопасности
жизнедеятельности в вузе ……………………………………………………………………189
КруковичН.П., ДерендяеваТ.М. Роль биофизического и математического
моделирования в формировании системности профессиональных знаний курсантов
морского вуза………………………………………………………………………………….193
Найденова Т.П. О формировании профессионально ориентированной речевой
подготовки иностранных военнослужащих в военном вузе……………………………….197
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Зайцева А. А. Способ оценки сформированности профессиональной идентичности
в биономических профессиях………………………………………………………………...201
Ковачев Д. А. Функциональный подход к типологии конфликтов в области
физической культуры и спорта……………………………………………………………….208
Мавренкова Е.В. Оценка сформированности общекультурных компетенций
будущих педагогов в системе «колледж-ВУЗ»……………………………………………..215
МитинаЕ.О. К вопросу использования функционального подхода интегративного
тестирования в процессе подготовки бакалавров лингвистики……………………………219
ABSTRACTS………………………………………………………….......................................................224
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ……………………………………………………………………...232
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА…………………………………………………………........236
5
Стр.5