ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
2014, № 4
Серия издается с 2004 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ,
ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИИ
Балыхина Т.М., Нетёсина М.С. Креативное образование и креативное тестирование ....
7
Аббасова А.А., Балыхина Т.М. Инновационные подходы и критерии оценивания
программ повышения квалификации педагогов-русистов .............................................. 13
Хилькевич С.В. Опыт и мудрость — залог успеха в образовании ................................ 18
Пак Л.Г. Содержательные характеристики субъектно-развивающей социализации
студента в системе высшего образования ....................................................................... 22
Балыхин М.Г., Федоренков А.Д. Инновационное обучение: российские электронные
ресурсы и учебники ..................................................................................................
ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО:
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Балыхина Т.М., Ветер О.В., Черняева И.Я. Современные инновационные подходы
в методике дошкольного образования детей-билингвов ................................................. 38
Хамраева Е.А. Дошкольный этап образования: русский язык и социокультурная
среда .................................................................................................................................
44
28
Стр.1
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 4
Вахрушева Л.В. Образовательный проект как одна из интерактивных форм повышения
профессиональной компетентности учителей русского языка в условиях двуязычия
...............................................................................................................................
Кудрявцева Е.Л. Общество как «контекст» произведения искусства и феномен цитирования
из художественных кинофильмов в связи с понятием национальной личности
.................................................................................................................................
48
Шустикова Т.В. Фонетическая культура русской речи и толерантность устного общения
в условиях многоязычия ....................................................................................... 52
58
Нетёсина М.С. Речь московских мигрантов в пространстве звучащей речи ................ 67
Саяхова Л.Г. Концепт в лингвокультурологической концепции обучения русскому
языку ................................................................................................................................. 74
КОММУНИКАТИВНОРЕЧЕВЫЕ
И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ
Черкашина Т.Т., Морозова А.В. Аргументативная риторика на службе академической
адаптации как условие формирования текстуально-диалогической компетентности
иностранных учащихся .............................................................................................. 79
Романова Н.Н., Амелина И.О. Функциональные доминанты эмоциональновыразительной
лексики в аспекте обучения иностранных студентов устной деловой
коммуникации .................................................................................................................. 87
Семенова Н.А. Способы трансформации фразеологизмов в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» ..................................................................................
94
Емельянова Е.В. Анализ соотношения уровня развития социокультурной компетенции
и уровня обученности иностранным языкам ....................................................... 102
Юрманова С.А. Содержание обучения как дидактическая картина мира (о преподавании
педагогической риторики в профильном вузе) ..................................................... 109
Сотникова О.П., Устименко Н.М. Инсценировка художественного текста как внеаудиторный
ресурс формирования русской фонетической культуры у учащихся-инофонов
................................................................................................................................ 114
Матвеева Т.Ф. Этический аспект речевого общения «врач—пациент» как ключевая
тема курса «Культура речи врача» ................................................................................... 118
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении
русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) ................................... 124
Клобукова Л.П., Виноградова Е.Н., Чекалина В.Л. Лингвометодические основы
разработки комплекса учебных пособий «Русский язык как искусство» для дистанционного
обучения РКИ (элементарный уровень) .............................................................. 130
Аванесов В.С. Новые образовательные технологии в вузе ........................................... 138
Булков А.А. Выпускники школ стран СНГ в вузах Российской Федерации: источники
информации ...................................................................................................................... 145
Гарцов А.Д. Информационно-образовательная среда в системе электронных дисциплин
.............................................................................................................................. 153
Невмержицкая Е.В. Комплексирование инновационно-педагогических методов в практике
профессионального образования и профессионального обучения специалистов
среднего звена ................................................................................................................... 160
2
Стр.2
Содержание
ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
Яковлева Т.С. Соотношение понятий «образовательная компетенция» и «образовательная
компетентность» ................................................................................................. 168
Цколия К.Р. Воплощение детского характера в творчестве Фазиля Искандера ........... 173
Булков А.А. Маркетинговая политика вуза Российской Федерации как средство привлечения
выпускников из стран СНГ .............................................................................. 179
Медведев А.Н., Тарасова Д.А. Социальные сети в образовательных организациях .... 189
ХРОНИКА
Коваленко А.Г. Методический марафон: Дни русского языка в городах Индии,
РЦНК ................................................................................................................................ 194
Коваленко А.Г. О компетентности учителей русского языка в Монголии: Дни русского
языка и научно-методические мероприятия .......................................................... 198
РЕЦЕНЗИИ
Ямбург Е.А. Балыхин Г.А., Балыхин М.Г. Наука — образование — инновации: словарь-справочник
по инновационному образованию ........................................................ 202
НАШИ АВТОРЫ ......................................................................................................... 206
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2014
© «Вестник Российского университета дружбы народов», 2014
Стр.3
BULLETIN
of Peoples’ Friendship
University
of Russia
Series
PROBLEMS OF EDUCATION:
LANGUAGES AND SPECIALITY
2014, N 4
Series founded in 2004
Peoples’ Friendship University of Russia
SCIENTIFIC JOURNAL
Founded in 1993
CONTENTS
INNOVATIVE PROBLEMS, TRENDS,
PROSPECTS OF EDUCATION IN RUSSIA
Balykhina T.M., Netesina M.S. Creative education and creative testing ..........................
7
Abbasova A.A., Balykhina T.M. Innovative approaches and criteria of estimation of programs
of professional development of teachers specialists in Russian philology .................. 13
Khilkevich S.V. The experience and wisdom is the key to success in education ................. 18
Pak L.G. Substantial characteristics the subject-developing socialization of a student in system
of the higher education ................................................................................................
LANGUAGE AND SOCIETY,
PROBLEMS OF POLYCULTURAL EDUCATION
Balykhina T.M., Veter O.V., Chernyaeva I.Ya. Innovative approaches in the teaching
methodology of preschool education of bilingual children .................................................. 38
Khamraeva E.A. Russian language in multicultural society: preschool stage of sociocultural
educational milieu organization .................................................................................. 44
4
22
Balykhin M.G., Fedorenkov A.D. Innovative teaching: Russian e-resources and tutorials .... 28
Стр.4
Contents
Vakhrusheva L.V. Educational project as one of the interactive forms of Russian language
teachers professional competence development in bilingual situation ................................. 48
Shustikova T.V. Phonetic culture of Russian speech and tolerance of oral communication
in terms of multilingualism ................................................................................................
52
Koudrjavtseva E.L. Society as a “context” of art production and the phenomenon of feature
films citation in connection with the notion of national identity ................................... 58
Netesina M.S. The Moscow migrants in the space of sounding speech ............................. 67
Sayakhova L.G. The concept in a linguocultural conception of the russian language teaching ... 74
COMMUNICATIVE SPEECH
AND LANGUAGE ISSUES OF STUDYING LANGUAGES
Cherkashina T.T., Morozova A.V. Argumentative rhetoric for academic adaptation as a condition
for creating the textual-dialogic competence of foreign students ......................................... 79
Romanova N.N., Amelina I.O. Functional dominants of emotional and expressive lexicon
in the aspect of teaching oral business communication to foreign students .................................... 87
Semenova N.A. The ways of transformation of phraseological units in the novel F.M. Dostoevsky’s
“Crime and punishment” (part I) ....................................................................................... 94
Yemelyanova Ye.V. The analysis of correlation levels of development of the social cultural
competence and levels of foreign languages learning ..................................................................... 102
Iurmanova S.A. The content of education as didactic worldview (concerns teaching pedagogical
rethorics in higher education institutions) .......................................................................... 109
Sotnikova O.P., Ustimenko N.M. Staging of a belles-lettres text as an extra-curricular resourse
of forming russian phonetic culture of foreign students ...................................................... 114
Matveeva T.F. The ethical dimension of verbal communication “doctor-patient” as a key
theme of the course “the culture of speech of the doctor” .............................................................. 118
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY
Azimov E.G. Using МООС in teaching Russian as a foreign language (achievements and
opportunities) .................................................................................................................... 124
Klobukova L.P., Vinogradova E.N., Chekalina V.L. The lingual methodical principles
serving as the development foundation for the “Russian as art” RFL distance learning study
kit (elementary level) ......................................................................................................... 130
Avanesov V.S. New educational technology in university ................................................. 138
Bulkov A.A. Graduates of the CIS countries in the universities of the Russian Federation:
sources of information ....................................................................................................... 145
Gartsov A.D. The innovative information-educational environment in aspect of formation
of electronic disciplines ..................................................................................................... 153
Nevmerzhitskaya E.V. Integration of innovative teaching methods in the practice of vocational
training and training of specialists with secondary education .................................... 160
5
Стр.5
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 4
SCHOOL OF RESEARCHERS:
ACTUAL PROBLEMS OF SCIENCE
Yakovleva T.S. The relation of “educational comp-errors” and “educational competence” ... 168
Tskolia K.R. Personification of children`s chatecter in the works of Fazil Iskander ............
173
Bulkov A.A. Marketing policy of the university of the russian federation as a means of attracting
graduates from CIS countries ................................................................................
179
Medvedev A.N., Tarasova D.A. Social networks in educational institutions .................... 189
CHRONICLE
Kovalenko A.G. Methodological marathon: the days of the Russian language in the cities
of India .............................................................................................................................. 194
Kovalenko A.G. About the competence of teachers of the Russian language in Mongolia:
the Days of the Russian language and scientific-methodical activities ................................. 198
REVIEW
Yamburg E.A. Balykhin G.A., Bakykhin M.G. Science — education — innovation: a dictionary-guide
to innovative education ................................................................................. 202
OUR AUTHORS ...........................................................................................................
206
© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2014
© «Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia», 2014
Стр.6