ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОБРАЗОВАНИЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА Е.А. <...> Хамраева Кафедра русского языка как иностранного Московский педагогический государственный университет (МПГУ) Вернадского просп., 88, Москва, Россия, 119571 В статье рассматривается вопрос о необходимости создания в дошкольном учреждении социокультурной среды. <...> Приводится пример создания такой среды в программе «Разноцветная планета», которая организует билингвальное и бикультурное взаимодействие детей на основе народных сказок на разных языках. <...> Понятие «социокультурная образовательная среда» трактуется в науке широко. <...> Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский трактует социальную среду не как «фактор», а как «источник» развития личности. <...> В развитии ребенка, замечает он, существуют как бы две переплетенные линии: первая следует пути естественного созревания; вторая состоит в овладении культурами, способами поведения и мышления. <...> . Категория «культурно-образовательное пространство» выступает объектом анализа в педагогике, в пограничных областях взаимодействия педагогики и философии, педагогики и культурологии, социологии и философии и т.д. <...> Среда оказывается условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. <...> Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений, например, в работах В.С. Библера, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского. <...> Другую группу образуют фундаментальные работы, посвященные проблемам философии образования (Н.Б. Крылова, Е.Г. Осовский, В.С. Швырев и др.) <...> В современной педагогике под культурно-образовательной средой понимается открытая, многоуровневая, самоорганизующаяся система, представляющая совокупность культурно-образовательных условий и действий людей, обеспечивающих 44 Хамраева Е.А. <...> Дошкольный этап образования: русский язык и социокультурная среда их реализацию <...>