Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель
РФ, ректор НИПКиПРО
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ, г. Москва
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 15.06.16. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 11,7. Заказ № 34. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2016
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф., вицепрезидент
РАО, г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ст. науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
почетный работник
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Информатизация школ —
серьезный шаг по ликвидации
образовательного неравенства
Об использовании информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) в учебновоспитательном
процессе сейчас говорят
практически все — те, кто глубоко овладели
соответствующими технологиями, и те, кто делают
первые робкие и порой ошибочные шаги
по применению современных компьютерных
средств в учебной деятельности детей.
Информатика, информатизация, компьютеризация,
электронные средства обучения,
ИКТ, телекоммуникации… Перечень понятий,
появившихся в обиходе работников образования
уже более трех десятков лет назад, до сих пор вызывает диаметрально противоположные
умозаключения у пользователей. Появившиеся Интернет, электронные сети очень тревожат
педагогов, психологов, родителей. Дети стали меньше двигаться, они легко получают
противопоказанную им информацию, «скачивают» готовую информацию, выполняя задания
по творческим проектам (по существу приобщаясь к плагиату). Но, с другой стороны, ИКТ в
комплексе с Интернетом, при грамотном их использовании, дают большие возможности учителю
и учащимся для расширения информации, для общения в рамках интернет-конференций,
вебинаров и т. д. Интернет, ИКТ, электронные сети и тому подобное надо рассматривать
как мощнейшее средство для повышения качества учебно-воспитательного процесса (чему и
посвящен данный журнал).
Призывы некоторых зарубежных «специалистов» при поддержке подобных работников
образования из России о запрете использования ИКТ и Интернета абсурдны, нелепы. Ведь никому
в голову не придет мысль о том, что надо запретить выпуск самолетов из-за случающихся
авиакатастроф, отказаться от использования автомобилей по причине частых аварий. Необходимо
эту технику правильно использовать! То же самое и с ИКТ, и с Интернетом!
При дидактически грамотном внедрении ИКТ развивается учебная самостоятельность детей,
творчество, формируются научное мировоззрение, широта мировидения и др.
Возможность учиться дистанционно, независимо от долгих переездов и проживания вне
домашних условий, делает Интернет востребованным и незаменимым. Но это еще и содействует
выравниванию условий обучения. Если задания соизмеримы, тексты, сопровождающие
эти задания, унифицированы (объяснения, модели, эксперимент и пр.), то обучающиеся как бы
учатся у одного и того же «преподавателя». Начинает исчезать образовательное неравенство,
продиктованное разными условиями обучения и воспитания (географическими, кадровыми,
материальными и т. д.).
Но всегда остается актуальнейшей задача — обеспечение дидактически оправданного и
грамотного использования ИКТ.
Стр.2
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
Ю. Г. Молоков
Информатизация образования:
от инновационности к стандарту
Д. А. Деревягина, Н. А. Ким, В. Г. Перкова
Формирование региональной системы
обучения на примере Новосибирской области
С. Ф. Шляпина
Технологии электронного обучения
в высшей школе
И. Н. Емельянова
Веб-квест в образовательном процессе:
особенности и проблемы использования
С. А. Быков
Риски использования
информационных технологий в обучении
С. И. Черных
Дети в цифровой культуре
Ю. А. Сауров, Д. В. Перевощиков
Методология познания как инструмент
межпредметных связей физики и астрономии
Т. А. Поцукова
Управление качеством воспитательной деятельности
в современной образовательной организации
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
Я. В. Бондарева, А. С. Завьялов
Цифровое инфопространство
и его характеристики
И. Ю. Лепешинский, Т. А. Лепешинская
Средства электронного обучения: опыт
создания программно-методического комплекса
М. В. Таранова
Веб-технологии в исследовательской
деятельности учащихся малокомплектной школы
О. В. Огороднова, А. С. Зятькова
Развитие медиакомпетентности
младших школьников
С. Н. Толстогузов, Д. А. Рейн
Экспорт образовательных услуг
классического университета
в условиях информатизации
35
39
45
48
53
5
9
12
16
19
23
26
31
Д. Л. Коломиец, Е. В. Мальцева
Оценивание профессиональных компетенций
будущих учителей начальных классов
в ходе педагогической практики
Е. А. Дудина, Н. И. Прокопьева
Специфика иноязычной подготовки
магистрантов педагогического вуза
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
С. А. Зайцева, И. А. Мухина
Формирование потребности в повышении
уровня ИКТ-компетентности учителя
А. М. Валов, О. Г. Домогалло
Возможности применения
цифровой лаборатории «Архимед»
в практике начального образования
И. Б. Горбунова, К. Ю. Плотников
Инновационный проект
«Музыкально-компьютерные технологии»
З. П. Горьковская, Т. В. Осинцева
Метапредметный проект
как технология интеграции учебного
и внеучебного коммуникативного события
Н. В. Юртаева, Т. В. Иванова
Опыт организации и проведения
профессиональной практики
«Классное руководство»
НАШ МЕТОДКАБИНЕТ
Е. Г. Чуб
Модель формирования
регионального компонента
«География Новосибирской области»
И. В. Гуркова
Организация эффективной работы
с орфографическим словарем
в начальной школе
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Электронные формы учебников
Библиографический обзор
Подготовила Е. С. Карамнова
Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО
Подготовила Т. П. Стасенко
85
91
94
96
66
69
74
78
82
57
61
Стр.3
Contents
PROBLEM OUTLINE
Yu. G. Molokov
Informatization of Education: From Innovation
to Standard
D. A. Derevyaguina, N. A. Kim, V. G. Perkova
The Formation of Teaching System in Novosibirsk
Region
S. F. Shlyapina
E-Learning Technology in Higher School
I. N. Yemelyanova
WebQuests in Educational Process: Peculiarities
and Problems of Using
S. A. Bykov
The Risks of Using Information Technologies
in Education
S. I. Chernykh
Children in Terms of Digital Culture
Yu. A. Saurov, D. V. Perevoshchikov
Methodology of Cognition as a Tool of Interdisciplinary
Physics and Astronomy Links
T. A. Potsukova
Quality Management of Educational Activity in
Modern Educational Organization
RESEARCH QUEST
Ya. V. Bondareva, A. S. Zavialov
Digital InfoSpace and its Characteristics
I. Yu. Lepeshinsky, T. A. Lepeshinskaya
E-Learning Tools: The Experience of Developing
Software Methodological Complex
M. V. Taranova
Using Web Technology for Organizing Students’
Research Activities at Small School
O. V. Ogorodnova, A. S. Zyatkova
The Development of Media Competence of Primary
School Students
S. N. Tolstoguzov, D. A. Rein
The Export of Educational Services of Classical University
and Informatization
35
39
45
48
53
5
9
12
16
19
23
26
31
D. L. Kolomiets, E. V. Maltseva
Evaluating Professional Competence of Future
Primary School Teachers During Teaching Practice
E. A. Dudina, N. I. Prokopyeva
Peculiarities of Teaching Foreign Languages
to Postgraduate Students
TEACHERS’ COUNCIL BY
CORRESPONDENCE
S. A. Zaytseva, I. A. Mukhina
The Development of Teacher’s Need to Improve
ICT-competence
A. M. Valov, O. G. Domogallo
The Possibilities of Using Archimedes Digital Laboratory
in Primary School
I. B. Gorbunova, K. Yu. Plotnikov
Musical and Computer Technologies Innovative
Project
Z. P. Gorkovskaya, T. V. Osintseva
Metadisciplinary Project as a Technology of Integration
of Educational and Extracurricular
Communicative Events
N. V. Yurtaeva, T. V. Ivanova
Classroom Management: The Experience of Organizing
and Conducting Teaching Practice
OUR TEACHERS’ ROOM
E. G. Chub
Geography of Novosibirsk Region: The Model of
Formation of a Regional Component
I. V. Gurkova
Effective Ways to Practice Orthographic Dictionary
in Primary School
BOOKS AND JOURNALS REVIEW
Electronic Textbooks
Bibliographic review
Compiled by E. S. Karamnova
New Arrivals into the Library of the Novosibirsk
Teachers’ Upgrading and Retraining Institute
Compiled by T. P. Stasenko
94
96
85
91
66
69
74
78
82
57
61
Стр.4