АБРИС ПРОБЛЕМЫ УДК 37.01 Юрий Аркадьевич САуров, член-корреспондент российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор вятского государственного гуманитарного университета, г. киров; e-mail: saurov-ya@yandex.ru Денис владимирович Перевощиков, аспирант вятского государственного гуманитарного университета, г. киров; e-mail: zerg. <...> 12.92@mail.ru Методология познания как инструмент межпредметных связей физики и астрономии В статье показываются дидактические возможности совершенствования изучения физики и астрономии на основе современной методологии познания. <...> С 26 огласно современным тенденциям организации учебного процесса, федеральный государственный образовательный стандарт обращает наше внимание на формирование метакомпетенций школьников, которые можно отнести к методологическим ориентировкам деятельности. <...> С точки зрения методики можно говорить о формировании устойчивых, современных, широких и востребованных умений действовать. <...> Для естественнонаучных учебных предметов к таким, прежде всего, относят умения деятельности моделирования и экспериментирования [4–6]. <...> Значение этих умений определено их местом в культуре естественнонаучного метода познания со следующей структурой деятельности «факты — гипотеза-модель — следствия — эксперимент» (В. Г. Разумовский). <...> Сюда входят и представления о научном методе познания [2; 6–7]. <...> Бесспорно, одним из самых «мировоззренческих» учебных предметов остается астрономия, содержащая в себе знания о происхождении, устройстве, развитии Вселенной в форме мегамира. <...> В настоящий момент астрономические знания транслируются в общеобразовательной школе в рамках курса физики как одна-две главы только в 11 классе, а значит, возникает проблема их освоения. <...> Причем изучение астрономии приходится на конец учебного года, когда всё время и силы учителей и учащихся направлены на подготовку к ЕГЭ, что негативно сказывается на качестве усвоения астрономического <...>