ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА MOSCOW STATE UNIVERSITY BULLETIN Linguistics and Intercultural Communication Linguistique et communication interculturelle Linguistik und interkulturelle Kommunikation Lingьнstica y Comunicaciуn Intercultural Linguistica e comunicazione interculturale Лингвистика и мећукултурна комуникациjа Lingvistika a mezikulturnн komunikace Lingwistyka i Komunikacja Międzykulturowa Лингвистика и междукултурна комуникация ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Научный журнал Основан в 1946 году ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия 19 Л ИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ № 4 2016 УЧРЕДИТЕЛИ: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; факультет иностранных языков и регионоведения МГУ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: ТЕР-МИНАСОВА С. Г. (главный редактор) — доктор филологических наук, профессор, президент факультета иностранных языков и регионоведения, зав. кафедрой теории преподавания иностранных языков МОЛЧАНОВА Г.Г. (зам. главного редактора) — доктор филологических наук, профессор, и.о. декана факультета иностранных языков и регионоведения, зав. кафедрой лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации ЗАГРЯЗКИНА Т.Ю. (отв. секретарь) — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой французского языка и культуры ВИШНЯКОВА О.Д. — доктор филологических наук, профессор; ЗАПОЛЬСКАЯ Н.Н. — доктор филологических наук, доцент; ЗАХАРОВ В.В. — доктор исторических наук, профессор; ИЛСОН Р. — профессор, почетный научный сотрудник Университетского колледжа Лондона (University College London, UK); КОМА РОВА А.И. — доктор филологических наук, профессор; МИЛОСЛАВСКИЙ И.Г. — доктор филологических наук, профессор; ПАВЛОВСКАЯ А.В. — доктор исторических наук, профессор; ПОЛУБИ ЧЕНКО Л.В. — доктор филологических наук, профессор; ПРОШИНА З.Г. — доктор филологических наук, профессор; РАЕВСКАЯ М.М. — доктор филологиче ских наук, доцент; ШЕВЛЯКОВА Д.А. — доктор культурологии, доцент; ЯКОВЛЕВА Е.Б. — доктор филологических наук, профессор; ЯН КЭ — профессор, директор Института европейских языков и культур Гуандунского университета <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_19._Лингвистика_и_межкультурная_коммуникация_№4_2016.pdf
ВЕСТНИК
МОСКОВСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Основан в 1946 году
ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКОВСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Серия
19
Л
ИНГВИСТИКА
И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ
№ 4
2016
Стр.4
УЧРЕДИТЕЛИ:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
факультет иностранных языков и регионоведения МГУ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
ТЕР-МИНАСОВА С. Г. (главный редактор) — доктор филологических наук, профессор,
президент факультета иностранных языков и регионоведения, зав. кафедрой
теории преподавания иностранных языков
МОЛЧАНОВА Г.Г. (зам. главного редактора) — доктор филологических наук, профессор,
и.о. декана факультета иностранных языков и регионоведения, зав. кафедрой
лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации
ЗАГРЯЗКИНА Т.Ю. (отв. секретарь) — доктор филологических наук, профессор,
зав. кафедрой французского языка и культуры
ВИШНЯКОВА О.Д. — доктор филологических наук, профессор; ЗАПОЛЬСКАЯ Н.Н. —
доктор филологических наук, доцент; ЗАХАРОВ В.В. — доктор исторических наук,
профессор; ИЛСОН Р. — профессор, почетный научный сотрудник Университетского
колледжа Лондона (University College London, UK); КОМА РОВА А.И. —
доктор филологических наук, профессор; МИЛОСЛАВСКИЙ И.Г. — доктор
филологических наук, профессор; ПАВЛОВСКАЯ А.В. — доктор исторических
наук, профессор; ПОЛУБИ ЧЕНКО Л.В. — доктор филологических наук, профессор;
ПРОШИНА З.Г. — доктор филологических наук, профессор; РАЕВСКАЯ
М.М. — доктор филологиче ских наук, доцент; ШЕВЛЯКОВА Д.А. — доктор
культурологии, доцент; ЯКОВЛЕВА Е.Б. — доктор филологических наук,
профессор; ЯН КЭ — профессор, директор Института европейских языков и
культур Гуандунского университета иностранных языков и международной
торговли (Guangdong University of Foreign Studies, China)
Редактор И.В. Краснослободцева
Адрес редакции:
117192, Москва, Ломоносовский просп., д. 31, корп. 1.
Тел.: (495) 734-03-10. Факс: (495) 932-88-67. Е-mail: vestnik19@yandex.ru
Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ.
Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ.
Свидетельство о регистрации № 016651 от 7 октября 1997 г.
Подписано в печать 06.02.2017. Формат 60×90/16. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 12,0. Уч.-изд. л. 11,4. Тираж ??? экз. Изд. № 10 636. Заказ
Издательство Московского университета.
119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 15 (ул. Академика Хохлова, 11).
Тел.: (495) 939-32-91; e-mail: secretary@msupublishing.ru
Отдел реализации. Тел.: (495) 939-33-23, e-mail: zakaz@msupublishing.ru
Сайт Издательства МГУ: http://msupublishing.ru
Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «Амирит».
410 004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 88.
Тел.: 8-800-700-86-33 | (845-2) 24-86-33. E-mail: zakaz@amirit.ru Сайт: amirit.ru
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2016
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Молчанова Г.Г. Кто боится Гирта Хофстеде? Преподавание межкультурной
коммуникации и перевода в условиях нарастающей культурной
гибридности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Сафонова В.В. Принципы междисциплинарного содружества в проектировании
образовательного коммуникативного пространства
в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Медведева Т.С., Аркалова М.А. Восприятие времени в русской и немецкой
лингвокультурах (на материале экспериментальных данных) . .27
КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Вишнякова О.Д. О роли функционально-когнитивных исследований
в теории и практике преподавания языков .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Ковригина А.И. Когнитивно-рефлексивный подход в обучении иностранным
языкам как объективная необходимость современного
образования .
.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Комова Т.А. Язык и знание как ключ к формированию личности . . . .55
Едличко А.И., Яфаров Р.Х. Процессы интернационализации и национализации
терминологии .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Шайхлисламова Л.Ф. К вопросу о применении компьютерных игр
в процессе развития иноязычной диалогической речи студентов
неязыкового вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
ЯЗЫК. ПОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРА
Загрязкина Т.Ю. Французский язык в русскоязычном пространстве:
традиции обучения как феномен культуры. . . . . . . . . . . . .78
Есина Ю.Г. Роль каталанской культуры в развитии региона Руссильон
(Франция) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Аветисян Н.Г. Английский язык в российской действительности:
нашествие или результат глобализации? . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Агапова В.Н. К вопросу о культурных ценностях и способах их передачи . . 107
Михайловская М.В. К постановке вопроса о глобальном вертикальном
контексте дискурса и его передаче в устном переводе . . . . . . 115
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Михайлова Е.М. Массовые английские журналы как отражение викторианских
представлений об идеальном пространстве дома .
.
.
. 123
.
.
.
.
.61
.
.
.
.
.36
.46
Стр.6
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Тер-Минасова С.Г. Учитель, ученик, учебник в современной России . . 130
Полубиченко Л.В. Портрет российского преподавателя ESP в кафедральном
интерьере: 15 лет спустя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Богданова Л.И. Текстовая деятельность: проблемы теории и практики . . 154
Осипян Л.Г. Специфика немецкого словообразования в научной и
технической терминологии .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 164
Прошина З.Г. Eil или EFL? Изменение буквы, или новая концепция
языкового образования? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Указатель статей и материалов, опубликованных в журнале «Вестник
Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная
коммуникация» в 2016 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Стр.7
CONTENTS
LANGUAGE AND INTERCULTURAL COMMUNICATION
Molchanova G.G. Who is Afraid of Geert Hofstede? Teaching Intercultural
Communication and Translation in the Context of Growing Cultural
Hybridity. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Safonova V.V. Principles for Interdisciplinary University Co-operation in
Designing Educational Communicative Space .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Medvedeva T.S., Arkalova M.A. Perception of Time in the Russian and German
Linguistic Cultures (Based on Experimental Research) . . . . . . . . . .27
COGNITIVE STUDIES
Vishnyakova O.D. On the Role of Functional Cognitive Research in the
Language Teaching Theory and Practice .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.36
Kovrigina A.I. Cognitive-Reflective Approach to Foreign Language
Teaching as an Objective Necessity of Modern Education. . . . . . . . . .46
CURRENT PROBLEMS OF LANGUAGE EDUCATION
Komova T.A. Language and Knowledge as the Fundamentals of Personal
Identity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Edlichko A.I., Yafarov R.Kh. Processes of Internationalization and Nationalization
in Terminology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Chaykhlislamova L.F. The Use of Computer Games in the Process of
Improving Dialogical Skilis of Technical University Students . . . . . . . .71
LANGUAGE. COGNITION. CULTURE
Zagryazkina T.Yu. The French Language in the Russian-Language
Space: Teaching Traditions as a Phenomenon of Culture . . . . . . . . . .78
Esina Yu.G. Role of the Catalan Culture in the Development of the Region
of Roussillon (France) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Avetisyan N.G. English in Russian Life: Intrusion or the Result of Globalization?.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Agapova V.N. Revisiting Cultural Values and the Means of Its Reproduction
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Mikhaylovskaya M.V. On the Global Vertical Context of Discourse in Interpreting
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
7
.17
Стр.8
REGIONAL STUDIES
Mikhaylova E.M. English Mass Magazines As A Reflection of the Victorian
Notion of the Ideal Home Space .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
THEORY AND PRACTICE OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Ter-Minasova S.G. Teacher, Student, Textbook in Today’s Russia. . . . . . . 130
Polubichenko L.V. A Portrait of the Russian ESP Teacher in a Departmental
Interior: 15 Years On . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Bogdanova L.I. Textual Activity: Theory and Practice .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Osipyan L.G. Peculiarities of Word Formation in the German Language:
Scientic and Technical Terminology.
.
.
.
. 154
. 164
Proshina Z.G. Eil and EFL? Change of Letters or a New Conception of
Language Education?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Index of Articles and Materials Published in the “Journal of Moscow
University. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication”
in 2016. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
.
.
.
.
. 123
Стр.9