Вишнякова О РОЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1 Результаты изучения концептуальных структур универсального и культуроспецифического характера могут быть успешно применены в процессе преподавания родного и иностранных языков. <...> Поведение человека в обществе является детерминированным регулятивной спецификой данной культуры, где культурное пространство соотносимо с культурными концептами, выступающими как структуры коллективного сознания. <...> Регулятивные концепты отражают поведенческие нормы и ценности, фиксирующие кодекс данной культуры, и в большинстве случаев находят свою репрезентацию в языке. <...> Концепт “privacy”, представленный в различных англоязычных сообществах, проявляет регулятивные свойства, по-разному репрезентированные на уровне вербального и невербального поведения членов различных англоязычных социумов в зависимости от особенностей референциальной специфики, проявляющейся в том числе в условиях контекстуальной контактности его репрезентантов с другими, близкими по значению единицами. <...> Особое значение приобретает проблема транслируемости концептуальных содержаний из одной культуры в другую посредством определенных языковых значений, обладающих свойством универсальности. <...> Наиболее адекватным представляется материал, репрезентирующий изучаемые феномены с условием максимального соблюдения принципа универсальности и учета возможностей реализации языковых единиц по принципу «фамильного сходства». <...> В статье приводятся примеры, иллюстрирующие данные положения, заимствованные из аутентичных источников, в том числе материалы дидактического характера. <...> Ключевые слова: научная парадигма, взаимодействие языка и речи, лингвоконцептология <...>