№ 4 Л.И. Богданова ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1 В статье рассматриваются вопросы обучения текстовой деятельности в современной исследовательской парадигме. <...> Ученик нередко задается вопросами, как устроен тот или иной текст, что помогает, а что мешает понять текст, как научиться создавать тексты и т.п. <...> Считаем необходимым включение в учебные программы предметов, способных обучать текстовой деятельности. <...> Формирование текстовой компетенции, связанной с пониманием и порождением текстов, предполагает несколько этапов. <...> На первом этапе необходимо изучить текстовые функции лексики, получить знания о том, каким образом слово способно обогащать текст всеми потенциальными смыслами. <...> Важным при этом является формирование умений отличать субъективную информацию от объективной. <...> На следующих этапах необходим анализ структуры текста, внутритекстовых связей, типологии текстов. <...> Особую значимость приобретает изучение вопросов, связанных с триадой «автор — текст — читатель», проблемы понимания и интерпретации текста, диалогичность и др. <...> На завершающем этапе обучения текстовой деятельности студенты знакомятся с правилами создания текстов научного, делового, публицистического стилей и учатся самостоятельно создавать тексты разных стилей и жанров (аннотации, рецензии, заявки на грант, эссе, сценарии и др.) <...> . Обучение текстовой деятельности дает преподавателю ключ к пониманию запросов и устремлений студента, способствует гармонизации межличностных отношений. <...> Ключевые слова: текстовая компетенция, текстообразование, проблема понимания текстов, рецептивные и продуктивные речевые действия на русском языке. <...> Текст как исходная реальность филологии не случайно признается одним из важнейших ее понятий <...>