ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота ИЗВЕСТИЯ БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования) The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education) № 1 (35) Научный журнал Калининград Издательство БГАРФ 2016 1 ББК 74.58 Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). <...> ISSN 2071-5331 Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii Abbreviated key title: Izvestija BGARF Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина Александровна Бокарева. <...> РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Бокарева Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ: Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург) Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических <...>
Известия_Балтийской_государственной_академии_рыбопромыслового_флота_№1_(35)_2016.pdf
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора…………………………………………………………. 6
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Бокарева Г.А. Бокарев М.Ю. Культура творчества как феномен объединенных
университетских комплексов………………………………………………………………7
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Кострикова Н.А., Щербина А.В., Яфасов А.Я. Возможности использования
технологии «дополненной реальности» в морском образовании в контексте национальной
технологической инициатив…………………………………………………………..11
Алтунина В.В.,Складнева А.И. Особенности стратегического управления
в образовании……………………………………………………………………………….17
Серых А.Б., Пушкина А.В. Проблемы современной системы контроля и оценивания
результатов обучения школьников………………………………………………………...23
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тамарская Н.В., Белова О.В. Потенциал игровой деятельности для развития
профессионального самоопределения кадров высшей квалификации…………………27
Самсонова Н.В., Курьянович Н.А. Компетентность в дополнительной
деятельности преподавателя детской школы искусств…………………………………...32
Тамарская Н.В., Мавренкова Е.В. Возможности профориентационной работы в формировании
общекультурных компетенций будущих педагогов…………………………36
Алтунина В.В., Складнева А.И. К вопросу о необходимости инноваций в системе
образования России…………………………………………………………………………40
Иевлева М.М. К вопросу о необходимости реализации права несовершеннолетних на
трудоустройство как один из факторов формирования личности……………………….45
Торопов П.Б. Особенности динамики формирования компетентности в
социальном содействии…………………………………………………………………….49
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Чуксина И.Г.,Чжао Ц. Профессионально ориентированное обучение иностранных
студентов «языку специальности» на занятиях по русскому языку
как иностранному……………………………………………………………………………55
Ермакович С.П. Функционально-прагматический подход к
лингвистическим исследованиям…………………………………………………………..61
Забегалина С.В. Научное предвидение, прогноз и предсказание:
взгляд психологии…………………………………………………………………………...65
Минеева О.А., Жулина Е.В. Технология работы с аутентичными текстами, содержащими
социокультурный компонент, на занятиях по немецкому языку в
неязыковом вузе…………………………………………………………………………….71
Полупан К. Л.Формирование профессиональных компетенций модульного построения
образовательного процесса преподавателя вуза…………………………………………..77
Самсонова Е.Н. Особенности проведения практических занятий по политологии
на непрофильных специальностях(на примере семинара «История и этапы развития
политической мысли»)………………………………………………………………………83
3
Стр.3
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бартошевски Я., Пестшиньски В. Профессор М. Рошвальд: проблема умеренного
реализма, эпистемологии и метафизики( Professor Mordecai Roshwald: the problem of
moderate realism and epistemological)……………………………………………………….90
Дмитриева Ю.В., Юлова Е.С. Проблема формирования компетенций в профессии
педагог новой формации……………………………………………………………………95
Ермакович С.П. Прагматические аспекты современных образовательных реформ………..............................................................................................................................99
Монгина
Ф.М., Попов С.В. Современное состояние подготовки иностранных специалистов
по русскому языку…………………………………………………………………104
Клеменцова Н.Н. От общих компетенций к общекультурной компетентности:
зарубежный опыт………………………………………………………………………….109
Марутина-Катрецкая Е.М. К проблеме определения роли словообразования в системе
преподавания русского языка как иностранного……………………………………..118
Починалина Л.Н., Рогова Т.М. Проблемные аспекты управленческой деятельности
специалистов в акционерных обществах ……………………………..............................121
Шахов В.А. Православная конфессия как цивилизационная доминанта
российского эксклава юго-восточной Балтии……………………………………………126
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Артищева Е.К., Брызгалова С.И. Использование элементов дискретной математики
для терминологического анализа педагогических понятий………………………134
Крукович Н.П., Дерендяева Т.М. Сравнительный анализ различных стратегий промысла
при обучении морских специалистов……………………………………………..141
Корнева И.П. Проблемы обучения морских специалистов физическим методам исследования
……………………………………………………………………………………..147
Синицына Т.В. О прикладном аспекте лабораторного практикума по математике…149
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Теоретическое обоснование условий антинаркотической
педагогической деятельности в среде учащейся молодежи………………………………154
Вавилова Л.Н.Формирование риск-ориентированного мировоззрения в процессе обучения
безопасности жизнедеятельности в техническом вузе…………………………..158
Мануйленко Э.В. Технология составления индивидуальных программ формирования у
студентов здорового стиля жизни………………………………………………………...162
Капалыгина И.И. Подходы к решению проблем здоровьесбережения
в образовании………………………………………………………………………………166
Несына С.В., Старовойт Н.В. Профессиональная и психологическая готовность
педагогов дошкольных организаций……………………………………………………..174
Машков К.Ю. Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих
специалистов к тренерской работе……………………………………………………….182
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Врачинская Т.В., Галямина А.В. Модель формирования компетенции самоорганизации
курсантов военных вузов при обучении иностранному языку……………………186
Молев В.М. Исторический опыт поддержания высокого морально-психологического состояния
личного состава корабля при подготовке и выполнении задач боевой службы………190
Чернышев Д.Н. Историография психологической совместимости членов экипажа
морского судна……………………………………………………………………………..198
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Мареева Ю.А. Адвербиальные лексемы в лингводидактическом аспекте
(на материале русского, новогреческого и македонского языков)…………………….204
Петрина З.И. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов в
области физической культуры и спорта…………………………………………………..210
Резникова Т.Н. Компетенция межкультурного диалога обучающихся как образовательный
результат средней школы………………………………………………………….....212
Ткач К.В. Развитие критического мышления студентов как одна из задач
современной высшей школы……………………………………………………………..216
ABSTRACTS………………………………………………………….............................................................221
ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО……………………………………………………………………...229
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ…………………………………………………………………………...231
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА…………………………………………………………………….235
5
Стр.5