С.П. Ермакович кандидат филологических наук, доцент доцент кафедры английского языка «БГАРФ» ФГБОУ ВО «КГТУ» sermakovitch@yandex.ru Прагматические аспекты современных образовательных реформ Рассматриваются структура языковой личности с позиций когнитивистики и прагматики; приводятся характеристики широкого и узкого контекстов, их влияние на процессы продуцирования и интерпретации продуктов коммуникации; выделяются наиболее существенные для речевой деятельности черты контекста Ключевые слова: прагматика; категория; субъект; контекст; коммуникация; когнитивный уровень; речевая деятельность; пресуппозиция Одной из основных категорий прагматики является категория субъекта, при этом комплекс изучаемых вопросов включает вопросы, связанные с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием в коммуникации и ситуацией общения. <...> Под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются: - - - степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью. <...> Ю.Н. Караулов представляет структуру языковой личности, состоящей из трех уровней: 1. вербально-семантического, предполагающего для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя — традиционное описание формальных средств выражения определенных значений; 2. когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную «картину мира», отражающую иерархию ценностей. <...> Когнитивный уровень устройства языковой личности и ее анализа предполагает расширение значения и переход к знаниям, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания <...>