ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ
Балтийской государственной академии
рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
№ 3 (25)
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
КАЛИНИНГРАД
2013
1
Стр.1
ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy; Psychological and pedagogical
sciences (Theory and methods of professional education) научный рецензируемый журнал /
под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.А. Бокаревой.
– Калининград: Изд-во БГАРФ, 2013. – № 3 (25). – с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по
внедрению профориентированного процесса обучения на основе дифференциальноинтегрального
подхода, основателем которой является Заслуженный деятель науки РФ,
доктор педагогических наук, профессор Галина Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение
ВАК РФ от 19 февраля 2010 года № 6/6);
зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11 марта 2008г.);
представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта
по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор
Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный договор №17-11/08).
Сайт журнала http: //www.bffsa.com
Подписной индекс: по каталогу Роспечати - 70679
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в
розницу. Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией
журнала. Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарева Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам
профессионального педагогического образования. Журнал рассчитан на широкий круг
ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной педагогики, инженерной
педагогики, теории и методики профессионального образования, аспирантов, докторантов
и соискателей. Статьи печатаются в авторской редакции.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0303-9
© Авторы статей, 2013
© Балтийская государственная академия
рыбопромыслового флота (БГАРФ), 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора…………………………………………... 6
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Бокарева Г.А. Методология педагогической теории в ее приложении к
практике………………………………………………………………………………..
Бокарева Г.А., Бычков С.А. Методология профессионально-языковых
компетенций морских инженеров в системе языковой подготовки……………….
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
В ОБРАЗОВАНИИ
Сербулов А.В., Кочелаба Ж.В. Разработка принципов формирования и
реализации образовательных программ прикладного бакалавриата с учетом
многопрофильного подхода подготовки специалистов ……………………………
Беломестнова Э.Н., Минин М.Г., Паканова В. С. Педагогический
профессионализм преподавателя вуза. Проблема самооценки…………………….
Фадеева В.В., Бедрик А.С. Оценка сформированности этнической
толерантности у курсантов специализированных вузов силовых ведомств………
Артищева Е.К. Средства коррекции знаний в вузе………………………………...
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Безуглая Т.И. Направления психологизации высшего профессионального
педагогического образования………………………………………………………...
Вавилова Л.Н. К вопросу профессиональной подготовки специалистов в
аспекте социального становления личности………………………………………...
Тамарская Н.В.,Черняева М.Г. Возможности государственно-общественного
взаимодействия в профессиональной ориентации детей-сирот……………………
Пушкарева Т.В., Бахчиева О.А. Потенциал образовательного процесса вуза в
духовно-нравственном воспитании будущего учителя…………………………….
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Зайцев А.А., Васюкевич А.А. Методические особенности тренировки
статокинетической устойчивости……………………………………………………
Чуксина И.Г. Технологии электронного обучения в преподавании
иностранных языков ………………………………………………………………….
Забегалина C.В.,Чигарькова А.В. Особенности и детерминанты
прогностических способностей у военнослужащих по контракту………………...
Зайцев А.А., Зайцева В.Ф., Полещук Н.К. Теоретическое и экспериментальное
обоснование применения средств гравитоники в спорте и жизнедеятельности….
Мурга В.В., Румянцева Г.Н., Виноградов А.Ф., Копцева А.В., Иванов Ю.Н.,
Марасанов Н.С. Методическая организация изучения влияния дисплазии
соединительной ткани на здоровье детей в образовательном процессе будущих
педиатров……………………………………………………………………………
66
70
75
85
89
49
53
57
61
16
23
30
40
7
11
3
Стр.3
ИНЖЕНЕРНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Трофименко Ю.В., Сазонова З.С., Федюкина Т.В. Формирование научнообразовательной
среды при подготовке бакалавров по инженерной экологии для
дорожно-транспортного комплекса………………………………………………………………………..
Сазонова З.С. Современные вызовы инженерному образованию и поиск
адекватных ответов на них……………………………………………………………
Соловьев А.Н. Идеология «устойчивого развития» в инженерном образовании...
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тимофеева В.В., Силина С.Н. Использование инновационных образовательных
технологий для формирования элиты отрасли……………………………………...
Кожевникова И.Д., Рыкова Б.В. Специфика профессиональной деятельности
специалистов-судоводителей…………………………………………………………
Кузнецов Е. Г. Применение опросника в качестве первичного средства
определения уровня экологической готовности инженеров водного транспорта..
Булах Е.Г., Бакланов Е.Н. Инновационные технологии изучения специальных
дисциплин по направлению «Судовождение» в ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз»…..
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Тамарская Н.В., Пахомова О.А. Формирование конкурентоспособности
будущего специалиста в условиях международной деятельности………………...
Волков В. В. Воспитательная деятельность в школах и семинарии под
руководством Святителя Тихона Епископа Воронежского и Елецкого во второй
половине VIII века……………………………………………………………………
Быкова Н.Т., Корнева И.П. Некоторые вопросы перехода на стандарты
третьего поколения……………………………………………………………………
Бахчиева О.А. О роли краеведения как общепедагогической дисциплине
профессиональной подготовки учителя в вузе……………………………………...
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Корнев К.П., Корнева И.П. Задания с исследовательской ориентацией
в общем физическом практикуме…………………………………………………….
Усатова В.М. Технология «ситуативного включения» при обучении
математике в морском техническом вузе……………………………………………
Смурыгин В.М. Программированный контроль знаний по физике………………
Разумова Е.Р. Построение дистанционных курсов по естественнонаучным
дисциплинам…………………………………………………………………………...
149
160
163
167
136
138
143
145
116
120
123
129
96
102
111
4
Стр.4
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Гончарова И.И. Модель формирования у младших подростков представлений
о собственной индивидуальности……………………………………………………
Давыдова Н.А. Формирование готовности преподавателя вуза к использованию
технологий автоматизированного тестирования…………………………………….
Диргелайте А.К. Лечебно-оздоровительные возможности волейбола в системе
физического воспитания……………………………………………………………...
Никишин М.Ю. Студенческое научное общество как среда развития научноисследовательской
компетентности будущих бакалавров в области холодильной
и криогенной техники…………………………………………………………………
СвидерскаяС.П. Индивидуальный стиль речи как условие
профессиональной самореализации преподавателя вуза……………………………...
Стародубченко С.В. Теоретико-методологические основы моделирования
мотивации в российских и зарубежных педагогических исследованиях…………
Швайко В.В. Направления развития клиентоориентированного подхода банка..
ABSTRACTS……………………………………………………………..
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ………………………………………………..
Редакционная этика журнала………………………………………..
173
182
192
194
197
204
209
212
218
220
5
Стр.5
От главного научного редактора
Рады представить вам третий номер журнала и
сообщить новости. В настоящее время журнал проходит
подготовку для включения в зарубежную аналитическую
базу данных «Scopus». В соответствии с требованиями
«SCOPUS» вносятся необходимые изменения, содержание
которых представлено на сайте журнала. Добавлена
редакционная этика журнала для редакторов,
рецензентов и авторов, принят новый порядок
экспертизы и рецензирования статей.
Пожалуйста, ознакомьтесь с ними.
Настоящий номер объединил на своих страницах исследования тем и
идей в наиболее общем виде обрисовывающим алгоритм функционирования
современного образования на уровне универсальных фундаментальных
представлений. При универсальности и многогранности философии
образования диапазон тем довольно широк и дает определенное
представление о различных аспектах функционирования образования.
Среди материалов номера научные статьи, наполняющие следующие
рубрики: методология педагогических исследований; управление и
менеджмент качества в образовании; образовательные технологии;
непрерывное профессиональное образование; инженерное профессиональное
образование; морское образование; фундаментальная естественнонаучная
подготовка специалистов; аспирантура и докторантура.
Благодарим вас за интерес, который вы проявляете к журналу, а
также приглашаем педагогическую общественность и в дальнейшем
активно принимать участие в исследованиях и публикациях, ждѐм ваши
статьи в следующий номер.
Ознакомиться со статьями номера Вы можете на сайте журнала
http: //www.bffsa.com
С уважением,
Галина Александровна Бокарева
доктор педагогических наук,
профессор БГАРФ ФГБОУ ВПО «КГТУ»
Заслуженный деятель
науки Российской Федерации
6
Стр.6
ABSTRACTS
Bokareva G.
Methodology of educational theory as applied to the practice of
Examines the current methodological processes that activate as a pedagogical practice and research
in the field of vocational pedagogy, described their multi-dimensional problems, applied field (for
example, the Engineering Education)
Keywords: methodology; pedagogical theory; engineering education
Bokareva G., Bychkov S.
Methodology of professional language competencies of naval engineers in the the system of
language training
The modern approaches and methodology of professional language competencies are envisaged
in terms of language training of naval engineers.
Keywords: professional language competencies; methodology; language training; naval
engineers
Serbulov A., Kochelaba G.
Development of the principles of formation and implementation of educational programs
including Bachelor of Applied
Multidisciplinary approach of training
Disclosed topical issues of formation of the principles of the educational process with the kinds
of BA program in "Management." The author's approach to the combination of academic and
applied baccalaureate programs in the framework of the federal educational standards. The
authors propose a method of distribution of workload on educational modules separately applied
and academic undergraduate degree. The features of the practical training for students in
applied undergraduate mind, reveals the concept of practical orientation training program for
undergraduate direction "Management"
Keywords: formation principle; educational program; undergraduate ; training ; multidisciplinary
approach
BelomestnovaE., MininM., Pakanova V.
Pedagogical professionalism of university teachers
The problem of self-esteem
The characteristic of the modern approaches to the definition of requirements for professional
and pedagogical quality of university teachers. The indices of pedagogical culture and
professionalism of the teacher teaching presented in the works of E. Bondarevskaya, AV
Barabanschikova, GI Khozyainova, IF Isayev, etc. The experience of the formation of the
competence model of university teachers. Characterized by authors materials designed to realize
the self-assessment procedure trainers features educational activities and degree of development
of professional and pedagogical skills
Keywords: professional and pedagogical culture; pedagogical skills; competency model; selfesteem
teacher professionalism
Fadeeva V., Bedrik A
Estimation of the formation of ethnic tolerance the cadets of military universities
It seems the experience of the development of a fuzzy model of assessment of level of the
formation of ethnic tolerance among the cadets of military universities in the mat lab fuzzy logic
toolbox
Keywords: estimation; criteria and indicators; ethnic tolerance; cadets of military education
institutions; fuzzy modeling; mat lab; fuzzy logic toolbox
212
Стр.212
Artishcheva E.
Means of correction of knowledge in high school
The article is devoted to the little-studied in pedagogy problem of correction of higher school
students’ knowledge. Analyzing features of construction of technology of correction of
knowledge, the author especially allocates such component of technology as means of correction
of knowledge. The article is included the classification of means of correction of knowledge. The
pedagogical diagnostics is allocated as the major means of correction and a basis of
construction of technology of correction of knowledge of students.
Keywords: correction of knowledge, educational process in high school, didactic means,
pedagogical diagnostics
Bezuglaya T.
Directions of a psikhologization of the higher professional Pedagogical education
The article is devoted to the determination of the scope and structure of psychological
knowledge in teachers’ higher education. The main results of the research were the scientific
ideas of psychologization of teachers’ higher education, assuming the areas: designing the aims
of future teachers’ psychological education; structuring of educational and vocation training of
future teachers; structuring of the content of psychological knowledge; integration of
psychological and pedagogical education; readiness of teachers of higher education system to
implement psychological preparation of the teacher. The results can be used as a basis of
psychologization of teachers’ higher education, as well as the development of teaching methods
of psychological knowledge in the system of higher teachers’ education.
Keywords: teacher training, psychologization of teachers’ higher education, psychological
teachers training.
Vavilova L.
On the training of specialists in the social aspect of personality
The aspects of psychological support training. Presented educational technology increase the
efficiency of training
Keywords: intensification of training; individualization of learning; professional identity
Pushkareva T. Bakhchieva O.
Potential of educational process of higher education institution in spiritual and moral
education of future teacher
In article theoretical basics of development of educational process in higher education
institution in the conditions of modernization of education are covered. The special attention is
paid to spiritually moral component of the educational environment
Keywords: education, educational space of higher education institution; spiritual and moral
education; subjects of educational process
Tamarskaya N., Chernjaeva M.
Public-public cooperation in vocational counseling of orphans
The article discusses the possibility of participation in the organization of vocational guidance
orphans of society and the factors determining its effectiveness
Keywords: orphans; vocational guidance orphans; public-public interaction; charities; voluntary
worker
Zajcev A., Vasyukevich A.
Methodical features workout stat kinetic stability
In the article the experience of training stat kinetic stability in the sport. It is shown that the
selection of exercises should be carried out towards the training of the vestibular apparatus and
the training of muscles of the foot and lower leg
Keywords: stat kinetic stability; exercise; vestibular analyzer
213
Стр.213
Chuksina I.
Electronic training technologies in teaching foreign Languages
We consider the pedagogical possibilities of the electronic textbook in improving the quality of
training students in the process of learning a foreign language
Keywords: educational opportunities; electronic textbook; training of students; foreign language
Zabegalina S., Chigarkova A.
The characteristics and determinants of prognostic capabilities for military personnel on
contract
Here's a look at some of the determinants of forecasting, predictive capabilities for military
personnel under contract, as representatives of the profession, operating in special
circumstances. The study was aimed at finding psychological characteristics, which have a
significant impact on the process of forecasting and related forecasting capacities
Keywords: predictive ability; forecasting; determinants; activity; forecast; personality; level of
subjective control; internality; externality; Field dependence-field independence or field
dependent / field independent perceptual style; thinking
Zajcev A., Zajceva V., Polishchuk N.
Theoretical and experimental justification for the use of funds gravitonics in sports and life
Means gravitonics refers tools: to create loads on the vestibular-cerebellar system and mediates
the change in muscle tone. The theoretical rationale for the approach to the creation of
simulators for training statokinetic sustainability
Keywords: simulator; the vestibular system; balance
Murga V., Rumjanceva G., Vinogradov A., Kopceva A., Ivanov Y., Marasanov N.
Methodical organization study the effect of connective tissue dysplasia on children's health in
the educational process of future doctors
The experience of the Tver State Medical Academy, methodical organization study the effect of
connective tissue dysplasia on the health of children in the educational process of future doctors
Keywords: formation of children's health; the methodical organization; the educational process;
the forms of dysplasia; connective tissue dysplasia
Trofimenko Ju., Sazonova Z., Fedyukina T.
Preparation of Bachelor's degree students for providing ecological security on automobile
transport
In the present paper we analyze the process of sustainable development of a unified system of
science and education in the sphere of transport ecology that is being implemented in MADI.
The scientific-educational environment of the university is considered as a quality factor in the
professional preparation of students to the solution of modern problems of transport ecology
Keywords: science; education; transport ecology; quality factor; sustainable development
Sazonova Z.
Modern calls to engineering education and search of adequate answers to them
In the paper we discuss modern problems in the preparation of Russian engineers for
innovational activity. The role of engineering pedagogy in the preparation of technical
disciplines teachers for the creation and implementation of innovations in the universities is
analyzed. We consider the Federal State Standard of Higher Education as way of fostering
innovations that is based on the integration of education, science, industry and business
Keywords: engineering education; engineering pedagogy; competencies; lecturer’s professionalpedagogical
competency; innovation; lecturers’ readiness for innovative activity; Federal State
Standard
214
Стр.214
Solovyev A.
The ideology of "sustainable development" in engineering education
There exists contradiction between the interests of economic growth and improve production
efficiency, on the one hand and the interests of society and the individual, as well as the
protection of the environment (in the broadest sense of the word) - on the other. The ideology of
reconciling these conflicting interests is called «sustainable development». Industry is one of the
sources of mentioned above conflicts. In the article we discuss the ways of introduction the
ideology of «sustainable development» in the educational process of technical universities.
Keywords: engineering education; sustainable development
Timofeeva V., Silina S.
The use of innovative educational technologiesfor the formation of the industry's elite
The article presents a breakthrough educational project «Formation of the Gold reserve of the
industry» by the example of the fishing fleet. The project laid the basic educational process -
active design.
Keywords: a breakthrough educational project, Golden reserve of the industry, actively
designing.
Кozhevnikova I., Rykova B.
Specificity of professional activity of specialists-navigators
The article deals with characteristics of peculiarities of the professional activity of specialistsnavigators
influencing on formation of their readiness to professional communication. On the
one hand, the specificity of professional activity of navigators is material and practical, on the
other - has a social character.
Keywords: professional activity; professional communication
Kuznetsov E.
The use of the questionnaire as the primary means of determining the level of environmental
readiness of Water Transport Engineering
On the basis of the developed questionnaire diagnostics of level of ecological readiness of future
logistics engineer and to management on transport (water) is carried out. Ways of greening of
professional knowledge at future engineers of a water transport are shown. The initial stage of
pedagogical experiment of applicability is described by the author of article of technology of
ecological preparation of engineers of a water transport developed earlier.
Keywords: water transport; questionnaire; ecological readiness; pedagogical experiment;
organization of transportations
Bulakh E., Baklanov E.
Innovation technologies of teaching special disciplines for students majoring in "Navigation"
in FSBEI HPE «Dalrybvtuz»
Multimedia training simulator was developed for subject “Radar observation, plotting and
automatic radar plotting aids” for navigators and students of marine colleges. Improvement in
efficiency of learning process using the simulator shown
Keywords: information technology; computer simulation; e-learning module; learning simulator;
distance learning
Tamarskaya N., Pakhomova O
Promotion of future professional's competitiveness in the conditions of international activity
We consider the theoretical bases for the organization of international activity in order to build
up the competitiveness of future professionals
Keywords: international activity; competitiveness of future professionals; employment
215
Стр.215
Volkov V.
Educational activities in schools and seminary under the guidance of the holy hierarch
tikhon, bishop of Voronezh and Veletsky in the second half of the viii century
The article touches upon some of the milestones in the biography of St. Tikhon, and the essence
of its basic instructions on the organization of training and education in schools. Some aspects
of these statements can be adopted and modern schools. Morality education of children may be
used not only in Christian theological schools, but also in secular educational institutions. With
the General decline in morals, moral education is of growing interest and importance for our
society
Keywords: The Russian Orthodox Church; history; Voronezh; diocese; the Saint Tikhon; Bish
Bykova N., Korneva I.
Some questions about transition to standards of the third generation
The comparison of teaching method of bachelors in BFFSA (Russia) and in MсMurry University
(USA) is presented in the article.
Keywords: physical practical work; teaching method,; high education; Bachelor degree
Bakhchieva O.
About a role of study of local lore as to all-pedagogical discipline of vocational training of the
teacher in higher education institution
In article the main directions of development of study of local lore as all-pedagogical discipline
in the conditions of introduction of FGOS of new generation reveal. General-theoretical
approaches to vocational training of the teacher are offered
Keywords: study of local lore; vocational training of the teacher; spiritual and moral education
Kornev K., Korneva I.
Tasks with a research orientation in general physics laboratory work
The features of a research laboratory practical work with a research orientation are discussed
in the article
Keywords: higher education; physical practical work; research activities of studentsop; ed
Usatova V.
Technology "situational inclusion" in training mathematics in the marine technical college
The peculiarities of educational technology "situational inclusion" of teaching mathematics in the
marine technical college
Keywords: problem situations; didactic unit; professional activities; targeted situational model,
technology training
SmuryginV .
Programmable control of the knowledge of physics
This paper discusses the technique of programmed control of knowledge in physics.
Keywords: physics; examination; combined tests; analysis; knowledge; programmable control;
estimation
Razumova E.
Development of distant courses for teaching natural disciplines
This paper is devoted to the distant-learning method developed at the S. Yu. Vitte Moscow
University, which is used in forming the courses to teach the following natural disciplines:
conceptions of natural history, ecology, and life protection. This problem is urgent because of
rapid development of distant learning and necessary simplification of the presentation of natural
disciplines for humanitarian students. The newness of the proposed approach is the development
and testing of distant-learning courses on the above-indicated subjects. The results obtained
have been analyzed. Conclusions made on the basis of a large body of statistical data suggest the
efficiency of distant-learning method in teaching natural disciplines to humanitarian students.
Keywords: distant learning, education, natural disciplines, method
216
Стр.216
Goncharova I.
Formation model for the younger adolescents perceptions of their own individuality.
The article considers the questions of self-research in school students and also offers the model
of self identity formation at younger teenagers
Keywords: self-research identity; model of self identity formation at younger teenagers
Davydova N.
University teachers readiness formation to automat zed knowledge testing
The article discusses the features of the educational achievements control in high school, the
concept of readiness of university teachers to use automat zed knowledge testing and provides a
method of improving readiness
Keywords: automat zed testing; readiness; high school; knowledge control; pedagogy.
Dirgelajte A.
Health and recreational opportunities of volleyball in the physical education
settle therapeutic possibilities of volleyball in high school physical education system
Keywords: physical education; volleyball; therapeutic physical training
Nikishin M.
Student scientific society as a medium of research competence of future bachelors of
Refrigeration and Cryogenic Engineering
This article discusses the research activities of the university and its patterns. Identifies the key
features of student scientific society as an environment that is conducive to the formation and
development of research competence
Keywords: research activities of the university; student scientific society; research competence
Sviderskaya S.
Individual style of speech as a condition of university lecturer’s professional selfrealization
The
subject of teacher’s individual style of speech is touched upon. Concepts “teacher’s
speech competence”, “scientific style of speech”, “communication”, “individual style of
activity”, “individual style of teacher’s speech” are considered. Descriptions and stages of
scientific style of speech are presented. University lecturer’s communicative knowledge and
skills are enumerated. The process of communication is considered in the system of “lectureaudience”.
Keywords:
university lecturer's professional self-actualization; individual style of activity;
individual style of speech; standard of speech; speech competence; scientific style of speech;
communication; speech technology
Starodubchenko S.
Theoretical and methodological basis of modeling of motivation in Russian and foreign
educational research
Main part of research aimed at understanding the educational and professional motivation in
Russia and abroad is performed in the paradigm of pedagogical modeling. A comparison of
models of motivation which were developed by Western and Russian scientists can ascertain the
conceptual differences that are exist at the structural, functional, substantial and presentational
levels
Keywords: student’s motivation; instructional design; motivation model; ARCS model
Shvayko V.
Direction of client-oriented approach of the bank
This article examines the main directions of development of the bank's customer-oriented
approach, such as recruitment and selection of staff, training and retraining of staff. The basic
form of the aforesaid directions
Keywords: customer-centric approach; the internal customer-bank forms of training and
retraining of employees of the bank
217
Стр.217
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «Известия Балтийской государственной академии
рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки»
(теория и методика профессионального образования)
Редакционная коллегия серии «психолого-педагогические науки» научного
журнала «Известия БГАРФ» приглашает педагогическую общественность к публикации
результатов с позиции исследований изучаемых проблем и освещению научной жизни в
очередном номере журнала.
Научные статьи принимаются и рецензируются специалистами по направлению
психолого-педагогические науки следующих рубрик:
- методология педагогических исследований;
- управление и менеджмент качества в образовании;
- образовательные технологии;
- непрерывное профессиональное образование;
- инженерное профессиональное образование;
- военное образование;
- фундаментальная естественнонаучная подготовка специалистов;
- аспирантура и докторантура;
- история педагогики и образования;
- информация.
Принимаются статьи, научные обзоры, неопубликованные, малоизвестные научные
данные по заявленной проблематике от ученых, преподавателей, аспирантов, докторантов,
научных сотрудников.
Просим представлять материалы в следующем виде:
1) статьи в формате Word, кегль 14 Times New Roman; междустрочный –
одинарный; объем – от 4 до 12 страниц;
2) рисунки и диаграммы в виде единого изображения (объекта) в форматах BMP,
TIFF или JPG в масштабе 1:1, разрешением от 270 до 400 dpi, не требующие
дополнительной доработки, полностью соответствующие распечатке, предоставляемой
автором (подрисовка, подчистка бумажного оригинала при отсутствии соответствующих
изменений в электронном виде не допускается). Рисунки, выполненные в цвете, должны
быть преобразованы авторами в полутона (grayskale), таблицы – в формате Word;
3) краткое резюме статьи на русском и английском языках; ключевые слова или
словосочетания на русском и английском; название статьи – на русском и английском, список
пристатейной литературы;
4) рецензия ведущего специалиста;
5) статьи аспирантов, докторантов требуют рецензии научных руководителей или
научных консультантов;
6) электронный вариант, печатный вариант на бумаге форматом А4;
7) к тексту, представленному для публикации, просим приложить данные об авторе:
Ф.И.О. автора, телефон, почтовый адрес, е-mail, ученая степень, звание, почетные звания, место
работы и должность.
Автор может представить не более 2-х статей в номер журнала, соавторство – не более 2х
статей.
Редакция не принимает к рассмотрению рукописи, если отсутствуют предъявленные
требования. Редакция оставляет за собой право отправлять рукописи статей на независимую
экспертизу. При наличии отрицательной рецензии решение о публикации может быть принято
редколлегией. Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.
218
Стр.218
Образец оформления
С.И. Иванов
доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой
информационных технологий БГАРФ
ipp_bga_rf@mail.ru
Современные тенденции информатизации экономики
и их влияние на профессиональный портрет специалиста
Modern lines of information of economy
and their influence on a professional portrait of the expert
Рассматриваются современные тенденции информатизации экономической
сферы деятельности и их влияние на профессиональный портрет специалистов в
области экономики
Modern lines of information of an economic field of activity and their influence on a
professional portrait of experts in the field of economy are considered in the article
Ключевые слова: информатизация; профессиональный портрет; экономика,
социальная система; глобальная кооперация; управленческое руководство
Keywords: information; a professional portrait; economy, social system; global
cooperation; an administrative management
Текст статьи………………………………………………………….
Литература
1.
2.
Материалы просим присылать по адресу:
Редакционный совет журнала «Известия БГАРФ»:
серия психолого-педагогические науки
236029 Калининград, ул. Озерная, 30, уч. корп. № 2, 528а,
кафедра теории и методики профессионального образования,
Бычкова Ольга Серафимовна,
тел. 8(4012) 92-51-55 (внут.2-55),
e-mail: ipp_bga_rf@ mail.ru
Оплата редакционно-издательских услуг производится после принятия редакцией
решения о публикации статьи через кассу БГАРФ или по безналичному расчету по
банковским реквизитам:
Лицевой счет бюджетного учреждения
Наименование:ИНН 3906026941/390601001
УФК по Калининградской области
(ОК02, ФГБОУ ВПО «БГАРФ»,л/с 20356U88400)
Банк:
ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
Счет 40501810100002000002 Корсчет нет
БИК 042748001 ОКПО 00471567 ОКОНХ 92110
ОКАТО 27401000000
КБК 00000000000000000130 за публикацию статьи (общий счет)
219
Стр.219
Редакционная этика журнала
«Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)»
Редакционная этика журнала «Известия Балтийской государственной академии
рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика
профессионального образования)» основывается на Кодексе этики научных публикаций,
разработанном Комитетом по этике научных публикаций (http://publicet.org/code/)
иCommittee on Publication Ethics (COPE - http://publicationethics.org/resources/codeconduct).
Русская версия кодекса представлена ниже, английская версия доступна по
ссылке «Responsible research publication: international standards for editors».
В ней объединяются и раскрываются общие принципы и правила, которыми должны
руководствоваться в своих взаимоотношениях участники процесса научных публикаций:
авторы, рецензенты, редакторы, издатели, распространители и читатели.
Основные термины:
Этика научных публикаций – это система норм профессионального поведения во
взаимоотношениях авторов, рецензентов, редакторов, издателей и читателей в процессе
создания, распространения и использования научных публикаций.
Редактор – представитель научного журнала или издательства, осуществляющий
подготовку материалов для публикации, а также поддерживающий общение с авторами и
читателями научных публикаций.
Автор – это лицо или группа лиц (коллектив авторов), участвующих в создании
публикации результатов научного исследования.
Рецензент – эксперт, действующий от имени научного журнала или издательства и
проводящий научную экспертизу авторских материалов с целью определения
возможности их публикации.
Издатель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее выход в свет научной
публикации.
Читатель – любое лицо, ознакомившееся с опубликованными материалами.
Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства,
чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско-правового
законодательства и патентного законодательства и в качестве такового может повлечь за
собой юридическую ответственность.
Принципы профессиональной этики в деятельности редактора и издателя
В своей деятельности редактор несет ответственность за обнародование
авторских произведений, что накладывает необходимость следования следующим
основополагающим принципам:
– При принятии решения о публикации редактор научного журнала руководствуется
достоверностью представления данных и научной значимостью рассматриваемой работы.
– Редактор должен оценивать интеллектуальное содержание рукописей вне
зависимости от расы, пола, сексуальной ориентации, религиозных взглядов,
происхождения, гражданства, социального положения или политических предпочтений
авторов.
– Неопубликованные данные, полученные из представленных к рассмотрению
рукописей, не должны использоваться для личных целей или передаваться третьим лицам
без письменного согласия автора. Информация или идеи, полученные в ходе
редактирования и связанные с возможными преимуществами, должны сохраняться
конфиденциальными, и не использоваться с целью получения личной выгоды.
220
Стр.220
– Редактор не должен допускать к публикации информацию, если имеется
достаточно оснований полагать, что она является плагиатом.
– Редактор совместно с издателем не должны оставлять без ответа претензии,
касающиеся рассмотренных рукописей или опубликованных материалов, а также при
выявлении конфликтной ситуации принимать все необходимые меры для восстановления
нарушенных прав.
Этические принципы в деятельности рецензента
Рецензент осуществляет научную экспертизу авторских материалов, вследствие
чего его действия должны носить непредвзятый характер, заключающийся в выполнении
следующих принципов:
– Рукопись, полученная для рецензирования, должна рассматриваться как
конфиденциальный документ, который нельзя передавать для ознакомления или
обсуждения третьим лицам, не имеющим на то полномочий от редакции.
– Рецензент обязан давать объективную и аргументированную оценку изложенным
результатам исследования. Персональная критика автора неприемлема.
– Неопубликованные данные, полученные из представленных к рассмотрению
рукописей, не должны использоваться рецензентом для личных целей.
– Рецензент, который не обладает, по его мнению, достаточной квалификацией для
оценки рукописи, либо не может быть объективным, например, в случае конфликта
интересов с автором или организацией, должен сообщить редактору об исключении его из
процесса рецензирования данной рукописи.
Принципы, которыми должен руководствоваться автор научных публикаций
– Автор (или коллектив авторов) осознает, что несет первоначальную
ответственность за новизну и достоверность результатов научного исследования, что
предполагает соблюдение следующих принципов:
– Авторы статьи должны предоставлять достоверные результаты проведенных
исследований. Заведомо ошибочные или сфальсифицированные утверждения
неприемлемы.
– Авторы должны гарантировать, что результаты исследования, изложенные в
предоставленной рукописи, полностью оригинальны. Заимствованные фрагменты или
утверждения должны быть оформлены с обязательным указанием автора и
первоисточника. Чрезмерные заимствования, а также плагиат в любых формах, включая
неоформленные цитаты, перефразирование или присвоение прав на результаты чужих
исследований, неэтичны и неприемлемы.
– Необходимо признавать вклад всех лиц, так или иначе повлиявших на ход
исследования, в частности, в статье должны быть представлены ссылки на работы,
которые имели значение при проведении исследования.
– Авторы не должны предоставлять в журнал рукопись, которая была
отправлена в другой журнал и находится на рассмотрении, а также статью, уже
опубликованную в другом журнале.
– Соавторами статьи должны быть указаны все лица, внесшие существенный
вклад в проведение исследования. Среди соавторов недопустимо указывать лиц, не
участвовавших в исследовании.
– Если автор обнаружит существенные ошибки или неточности в статье на
этапе ее рассмотрения или после ее опубликования, он должен как можно скорее
уведомить об этом редакцию журнала.
221
Стр.221
Порядок рецензирования рукописей
для публикации в научном журнале «Известия Балтийской
государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки»
Научные статьи принимаются и рецензируются членами редакционного совета по
направлению психолого-педагогические науки. Принимаются статьи, научные обзоры,
неопубликованные, малоизвестные научные данные по заявленной проблематике от
ученых, преподавателей, аспирантов, докторантов, научных сотрудников.
При получении рукописи в электронном варианте редакционным советом журнала
проводится проверка на соответствие присланных материалов формальным требованиям,
указанным на сайте журнала в разделе «Информация для авторов».
Если формальные требования к материалам на публикацию не выполнены, то
статья к публикации не принимается «по формальным признакам» и об этом сообщается
автору по электронной почте.
Если формальные требования выполнены, то статья в обязательном порядке
проходит внутреннее рецензирование членами редакционного совета или специально
привлекаемыми рецензентами — докторами наук по научному направлению статьи, не
входящими в состав совета.
Привлечение рецензентов осуществляется в случае необходимости, определяемой
членами редакционного совета.
Целью внутреннего рецензирования является содержательная экспертная оценка
качества научной статьи по следующим обязательным критериям научности:
соответствие названия статьи ее содержанию;
формулировка решаемой проблемы или задачи;
обоснование актуальности представленных материалов;
исследовательский характер статьи;
аргументированность изложения и выводов, в частности наличие ссылок на
использованную литературу и другие информационные источники;
научная новизна и практическая значимость полученных результатов;
наличие выводов по результатам статьи;
наличие списка литературы со ссылками на источники в тексте статьи.
При получении отрицательной внутренней рецензии, редакция оставляет за собой
право не публиковать статью или отправляет ее на доработку. Внутренние рецензии
хранятся в редакции научного журнала вместе с материалами на публикацию статей без
ограничения срока. Редакция обеспечивает обязательное предоставление рецензии
авторам рукописей на адрес электронной почты.
Редакция не вступает с авторами в переписку по методике написания и оформления
научных статей, и не занимается доводкой статей до необходимого научно-методического
и литературного уровня. Редакция не вступает с авторами в содержательное обсуждение
статей! Точка зрения редакции и внутренних рецензентов Научного журнала может не
совпадать с точкой зрения авторов и это несовпадение не является основанием для
отклонения статей.
Редакционный совет принимает решение о публикации и очередности размещения
статьи в последующих номерах журнала.
Руководит работой редакционной коллегии главный научный редактор, доктор
педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Бокарева Г.А.
Главный научный редактор,
доктор педагогических наук, профессор
222
Г.А. Бокарева
Стр.222