Основные этапы
и обоснование педагогического проектирования, моделирования,
конструирования, апробации и экспертизы ЭОР. <...> Зависимость проявления общности
от возникающей системы связей и отношений (открытость, доверие,
взаимоуважение, позиционность) между педагогами и школьниками,
значимости совместной деятельности и общих эмоциональных переживаний,
от общности интересов. <...> День старшеклассников как попытка проявить
детско-взрослую общность между педагогами и старшеклассниками. <...> Представления учителей
и школьников об идеале ученика. <...> Необходимо разработать
рекомендации по профилактике школьного кибербуллинга в России
и проработать вопросы защиты не только детей, но и педагогов. <...> Декларация ЮНЕСКО, принятая в Париже в мае 2014 года, и идеи информационной и медиаграмотности, а также цифрового гражданства.
Óâàæàåìûå êîëëåãè!
Âàø ïðîôåññèîíàëüíûé îïûò, âàøè ïðàêòèêà è ðàçðàáîòêè çàñëóæèâàþò øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ? Íî, êàê âñåãäà, íå õâàòàåò âðåìåíè, ÷òîáû ïðèâåñòè ýòî â òèðàæèðóåìûé
âèä? Òîãäà âîñïîëüçóéòåñü óñëóãàìè íàøèõ ýêñïåðòîâ, ðåäàêòîðîâ è êîíñóëüòàíòîâ.
×òî ìû îðãàíèçóåì? óìååì? äåëàåì? <...> Образец половинчатых решений — новый
стандарт с его сциентическим фундаментальным ядром, являющимся образцом технократического творчества академических специалистов, и инновационная попытка втиснуть
в стандарт деятельностное содержание в виде
УУД (универсальных учебных действий), никак не совпадающее с тем, что предлагает
фундаментальное ядро. <...> Многие недооценивают способность образования влиять на структуру и устойчивость
социума, создавать уравновешенную общность как в территориях, так и в государстве
в целом. <...> Сегодня пришло время научиться учить всех качественно
и доступно.
способами учебной деятельности, универсальными учебными действиями
(УУД) и т.д. и, что очень важно,
не допустить приобретения отрицательного образовательного опыта, который
делает невозможным включение в новый <...>
Народное_образование_№4_2015.pdf
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1447)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, член-корр. РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Åâãåèé ßáóðã, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Нина Целищева (редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска),
Людмила Асанова (перевод)
Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник),
Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹4’2015
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Е.Б. Куркин
Образование
для среднего класса
9
Меритократическое общество. Технология для технократа. Технократизм
и содержание образования. Средний класс и образование. Ложные
ориентиры стабильности. Противоречие современной российской
действительности. Непрерывное образование и уравновешенная общность.
Основная школа — точка невозврата. Две школы — это неизбежность.
Образование и профессиональная подготовка.
А.Б. Вифлеемский
Правовые аспекты внедрения
«новых» ФГОС
И.В. Олин
В кого превратили директора?
Т.А. Хагуров
Образование в стиле Кафки
18
Основные, дополнительные и примерные основные образовательные
программы. Требования к максимальным величинам недельной
образовательной нагрузки. Внеурочная деятельность.
28
Бесправие директора школы. Проверка школ. Административные
штрафы.
31
Образование и Кафка — какая связь? Именно в образовании
проявляется абсурд — один из ключевых принципов постмодернистской
культуры — как воронка небытия, засасывающая всё, что не находит
себе смысловой опоры.
Е.Л. Болотова
Отечественное образование
в условиях модернизации культуры
41
Государственная культурная политика. Культура и образование.
Художественное и дополнительное образование. Книжная культура.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник,
М.В. Левит
Смотрят в книгу, а видят…
совсем не то, что в ней
написано
47
Помощь учителю в освоении стандартов. Смысл и ценностные основы
содержания учебного восприятия. Ошибки восприятия. Проверка
усвоенности материала в новой ситуации.
2
Народное образование 4’2015
Стр.2
Т.А. Мерцалова
Независимая оценка школы:
зона особого внимания
общественности
А.А. Пивоваров
Учитель: от модели специалиста
к образу профессионала
С.А. Климова,
Н.Н. Осипова,
Т.С. Семёнова
Знают ли будущие учителя
психологию, русский язык
и математику
С.М. Курганский
Любовь и строгость педагога
СОДЕРЖАНИЕ
54
Общественная экспертиза. Цель и результаты независимой оценки.
Управляющий совет как заказчик независимой оценки. Культура
открытости.
62
Профессиональное сознание педагога. Функциональная
и экстрафункциональная грамотность. Матрица компетенций.
71
Исследование мотивов обучения студентов, изучение уровня их знаний
по психологии, русскому языку и математике. Участники проекта —
студенты выпускных курсов педагогического института, учащиеся
по профилю «Начальное образование».
77
Воспитание сочетает в себе любовь и строгость, доброжелательность
и требовательность. Нельзя бросаться в крайности, во всём нужно знать
меру. Это закон, следуя которому можно зажечь искорки
инициативности, самостоятельности и ответственности в детских сердцах.
Г.К. Лапушинская
Как привлечь в школу
добровольные пожертвования
85
Школьное Положение о добровольных пожертвованиях.
Законодательная база. Благотворительная помощь школам:
проблемы и решения.
Консультации
Е.Л. Болотова 90
Защита чести и прав учителя. Необходимые результаты для прохождения
аккредитации. Влияние текущих оценок в полугодиях на получение медали.
Аттестация педагогических кадров. Переход на индивидуальный учебный
план. Аккредитация коррекционного учреждения. И др.
С.Б. Хмельков 94
Подтверждение квалификационной категории. Продолжительность
рабочего времени. Досрочное назначение пенсии. Аттестация
педагогических работников. Учебный отпуск.
Л.М. Оганезова
Аттестация педагогических
работников
98
Новый порядок проведения аттестации педагогических работников.
3
Народное образование 4’2015
Стр.3