История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 4 (12)
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Лобеева В. М. <...> Кадеты о русско-английских отношениях
в конце XIX – начале XX в.: источники антагонизма и основы согласия ..... <...> Автономизация поля политики в структурах дискурсивности ...... 42
Розенберг Н. В. <...> Освещение вопросов здравоохранения в женской прессе
Поволжья (на примере изданий «Сударыня» и «Женщина») ......................... 99
1
Известия высших учебных заведений. <...> Психолого-педагогические механизмы формирования
эмоционально-ценностного отношения к природе
с использованием традиций народной экологии ............................................111
Попов А. И., Пучков Н. П. <...> Эволюция системы оценивания знаний учащихся
в гимназиях Пензенской губернии и России в XIХ – начале XX в...............138
Миханова О. П. <...> Общественно-политические настроения
и электоральные предпочтения молодежи российской провинции ..............161
Рожкова Л. В. <...> Люди неравны друг другу в физических
3
Известия высших учебных заведений. <...> Поволжский регион
и интеллектуальных способностях, трудовом усердии и навыках, умении
быть расчетливыми и бережливыми, в образовании и пр. <...> Однако чаще всего использовались
понятия «высшее сословие» для обозначения дворянства, «низшее сословие»,
как правило, для обозначения крестьянства и «среднее сословие» для обозначения промежуточного слоя между основными сословными полюсами. <...> Разнообразие статусов и отношений трактовалось ученым как необходимое проявление мирового закона, действие которого особенно заметно в экономической сфере, поэтому так разнообразны экономические слои общества. <...> Каждое было прикреплено к своей службе, дворяне к службе государевой,
торговые и промышленные люди к городам, где они несли разнообразные
4
№ 4 (12), 2009
Гуманитарные науки. <...> «Русское дворянство, так же как и западное, вышло из дружины: и то
5
Известия высших учебных заведений. <...> Поволжский регион
и другое одинаково сложилось в сословие военное и земледельческое <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№4_2009.pdf
№ 4 (12), 2009
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 4 (12)
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Лобеева В. М. Универсальные характеристики и национальные
особенности бытия сословий: концепция Б. Н. Чичерина ................................ 3
Воронкова И. Е. Кадеты о русско-английских отношениях
в конце XIX – начале XX в.: источники антагонизма и основы согласия ..... 12
Соловьев К. А. «Тактическая философия» кадетов в эпоху Первой Думы............ 20
ФИЛОСОФИЯ
Штайн О. А. Представление как визуальный аспект
социальной коммуникации................................................................................. 29
Шитов С. Б. Инновационное образование
в формирующемся обществе знаний................................................................. 35
Соловей И. В. Автономизация поля политики в структурах дискурсивности ...... 42
Розенберг Н. В. Повседневная культура региона как основа
стабильности российского общества................................................................. 49
ФИЛОЛОГИЯ
Жаткин Д. Н., Ильязова Е. И. Произведения Джорджа Крабба
в литературно-критическом осмыслении А. В. Дружинина ........................... 54
Рисинзон С. А. Риторические приемы с использованием
этикетных средств в русском и английском интервью................................... 67
Тахтарова С. С. Концепт «критика» в немецкой лингвокультуре
и его реализация в межличностном дискурсе................................................... 76
Лазарева К. В. Русские поэтические «фантазии»
(на материале произведений поэтов XIX – начала XX в.)............................... 85
Луценко Р. С. Структура пейзажного концепта в тексте
художественного произведения крупной формы............................................. 93
Свербихина С. А. Освещение вопросов здравоохранения в женской прессе
Поволжья (на примере изданий «Сударыня» и «Женщина») ......................... 99
1
2009
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
ПЕДАГОГИКА
Васина О. Н. Психолого-педагогические механизмы формирования
эмоционально-ценностного отношения к природе
с использованием традиций народной экологии ............................................111
Попов А. И., Пучков Н. П. К вопросу о воспитании готовности
студентов к инновационной деятельности......................................................118
Пашин А. А. Исследование отношения учащихся
старших классов образовательных учреждений
г. Пензы к различным аспектам культуры здоровья ......................................125
Климова М. В. Педагогическое взаимодействие:
возможности гуманизации................................................................................131
Логинова О. А. Эволюция системы оценивания знаний учащихся
в гимназиях Пензенской губернии и России в XIХ – начале XX в...............138
Миханова О. П. Формирование универсальных компетенций:
от теории к практике .........................................................................................145
СОЦИОЛОГИЯ
Найденова Л. И. Применение феноменологического подхода к познанию
процесса профессиональной социализации молодых специалистов
в условиях информатизации общества............................................................152
Букин В. П. Общественно-политические настроения
и электоральные предпочтения молодежи российской провинции..............161
Рожкова Л. В. Базовые ценности молодежи
в полиэтнической студенческой среде.............................................................173
Холодов В. И. Военное образование в представлениях
курсантов высших военных учебных заведений ............................................180
2
Стр.2
№ 4 (12), 2009
Гуманитарные науки. История
ИСТОРИЯ
УДК 1(091).9
В. М. Лобеева
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТИЯ
СОСЛОВИЙ: КОНЦЕПЦИЯ Б. Н. ЧИЧЕРИНА
Аннотация. В статье анализируются основные идеи учения Б. Н. Чичерина о
сословиях. Акцентировано внимание на таких особенностях существования
сословий в России, как воздействие государства на их формирование, выявление
социально-политической роли, общественных функций и перспектив развития.
Ключевые
слова: сословия, государство, закрепощение, раскрепощение, социальная
структура, социальная иерархия, социальная роль.
Abstract. The paper analyses the main ideas of the teaching about estates by
B. N. Chicherin. Special attention is paid to such peculiarities of the existence of estates
in Russia as the influence of the state on their formation, the discovery of their
social-political role, social functions and the prospects of their development.
Keywords: estates, state, enslavement, liberation, social hierarchy, social role.
Уже в начале 1860-х гг. в мировоззрении Б. Н. Чичерина отчетливо
обозначились основные принципы: либеральные реформы должны быть постепенными,
а власть – сильной и ответственной в своих решениях и действиях.
В них выражался консервативный либерализм ученого, который иногда,
в силу исторической ситуации (например, после убийства Александра II),
превращался в охранительный либерализм. Сквозь призму этих принципов
формулировались многие философские обобщения и суждения, в том числе и
по сословному вопросу.
Исследование всей совокупности сословий и взаимодействий между
ними, или, говоря современным языком, социальной структуры общества было
предметом самого глубокого и разностороннего анализа в творчестве
Б. Н. Чичерина. Он рассматривал проблему происхождения сословий, дал их
подробную классификацию, исследовал роль в социально-экономической и
политической жизни общества и взаимодействие с властью. Важной и актуальной
составляющей этого анализа стало выяснение социальных функций
сословий, их способности или неспособности содействовать социальному
миру и сословной гармонии, т.е. общественной стабильности. По масштабности
и разнообразию рассмотренных проблем, тонкому диалектическому сочетанию
эмпирических и теоретических данных учение Чичерина о социальной
структуре не уступает в своей основательности теории социальной стратификации
П. А. Сорокина [1], признанной в XX в. эталонной.
Исходным методологическим посылом в анализе сословного вопроса
является утверждение ученого об изначальном, а потому объективном, неравенстве,
существующем в обществе. Люди неравны друг другу в физических
3
Стр.3