9 В. М. Лобеева УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТИЯ СОСЛОВИЙ: КОНЦЕПЦИЯ Б. Н. <...> В статье анализируются основные идеи учения Б. Н. Чичерина о сословиях. <...> Акцентировано внимание на таких особенностях существования сословий в России, как воздействие государства на их формирование, выявление социально-политической роли, общественных функций и перспектив развития. <...> Уже в начале 1860-х гг. в мировоззрении Б. Н. Чичерина отчетливо обозначились основные принципы: либеральные реформы должны быть постепенными, а власть – сильной и ответственной в своих решениях и действиях. <...> Сквозь призму этих принципов формулировались многие философские обобщения и суждения, в том числе и по сословному вопросу. <...> Исследование всей совокупности сословий и взаимодействий между ними, или, говоря современным языком, социальной структуры общества было предметом самого глубокого и разностороннего анализа в творчестве Б. Н. Чичерина. <...> Важной и актуальной составляющей этого анализа стало выяснение социальных функций сословий, их способности или неспособности содействовать социальному миру и сословной гармонии, т.е. общественной стабильности. <...> По масштабности и разнообразию рассмотренных проблем, тонкому диалектическому сочетанию эмпирических и теоретических данных учение Чичерина о социальной структуре не уступает в своей основательности теории социальной стратификации П. А. Сорокина [1], признанной в XX в. эталонной. <...> Исходным методологическим посылом в анализе сословного вопроса является утверждение ученого об изначальном, а потому объективном, неравенстве, существующем в обществе. <...> Поволжский регион и интеллектуальных способностях, трудовом усердии и навыках, умении быть расчетливыми и бережливыми, в образовании и пр. <...> Основанием может быть: 1) различие рождения; 2) различие вероисповедания; 3) степень зависимости; 4) различие занятий» [2, с. <...> Рождение определяло принадлежность лица к благородным или неблагородным <...>