Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 2 (65) 2016
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2016
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
А. А. Корольков
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
С. В. Иванова
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
А. Н. Чумаков
Н. М. Чуринов
C. Мендонса
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
СОДЕРЖАНИЕ
Интервью с Александром Аркадьевичем Корольковым, .............................................. 3
РАЗДЕЛ I
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Князев Н. А., Буянкина Р. Г., Зуков Р. А. (Красноярск). Научные основания
в структурном развитии философии образования .............................................. 17
Бабошина Е. Б. (Курган). Образование: в поисках смысла ...................................... 36
Абрамова М. А., Крашенинников В. В. (Новосибирск). Реформа высшего
образования: от количества к качеству ..................................................................... 44
Фисенко Б. М. (Барнаул). Межкультурное образование
как способ установления диалога культур .............................................................. 27
Гордиенко А. А. (Новосибирск). Человек, вызовы НБИКС-конвергенций
и наука. Статья 1. Духовные основания человекостояния и НБИКСтехнологии
................................................................................................................................ 52
РАЗДЕЛ II
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Павловский В. В. (Красноярск). Международный терроризм
как форма фашизма: социально-философский анализ ...................................... 65
Вахитов Д. Р. (Казань), Кондратьева Т. Н. (Новосибирск),
Габдуллин Н. М. (Казань). Значение сферы образования
Чеботарёв В. В., Рубанцова Т. А. (Новосибирск). «Столкновение
цивилизаций» и современный терроризм: мифы и реальность................... 76
в процессе сохранения суверенитета государства ............................................... 84
Стр.1
Яковлева И. В. (Новосибирск). Парадигма «нелинейной динамики»
в совершенствовании волевой саморегуляции студентов
(философский анализ) ......................................................................................................... 99
Харченко О. А. (Москва). Значение волевых качеств офицера
при организации деятельности по педагогической профилактике
противоправного поведения военнослужащих...................................................... 92
РАЗДЕЛ III
О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Новосадов С. А. (Наро-Фоминск). Изменение парадигмы образования
путем ее вписывания в мировоззренческую матрицу
социального развития общества ................................................................................. 109
Олейникова О. Д., Сапрыгин Б. В. (Новосибирск). Формирование
экологической этики ......................................................................................................... 140
Корниенко Н. А. (Новосибирск). Логика и методология в образовании
и воспитании личности .................................................................................................... 128
Фёдорова Л. А., Коршикова Л. Ю. (Новосибирск). Аксиологический подход
к проблемам образования ............................................................................................... 153
РАЗДЕЛ IV
КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Жафяров А. Ж., Чугунова Т. А. (Новосибирск). Новые стандарты
магистратуры (педагогическое направление)
в терминах компетентностей ........................................................................................ 165
Маджуга А. Г., Синицина И. А., Кагарманова Г. Г., Саляхова З. И.
Макулин А. В. (Архангельск). Философская инфографика – визиософия:
новый дизайн интерактивных методик в высшей школе ............................. 196
Кравченко К. А. (Новосибирск), Головачёва Н. П. (Омск).
Взаимодействие содержания и формы в процессе рисования .................... 189
РАЗДЕЛ V
ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара «Формирование образовательного пространства
в современных условиях»................................................................................................ 207
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 222
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
(Стерлитамак), Малярчук Н. Н. (Тюмень). Фрактальная педагогика:
онтологические смыслы и методологические возможности ....................... 173
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Бегалинова К. К. (Алматы, Казахстан), Косенко Т. С., Наливайко Н. В.
(Новосибирск). Принцип неопределенности в образовании
как социально-философская проблема .................................................................... 122
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
25.04.2016
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 21.5 л.
Уч.-изд. 23.0 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 108.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION № 2 (65) 2016
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2016
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
S. V. Ivanova
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
I. Sabau
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
S. Mendonça
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Corresponding Member
of the Russian Academy of Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Brazil)
CONTENT
An interview with Aleksandr Arkadievich Korolkov ............................................................. 3
Part I. SCIENCE, EDUCATION, CULTURE:
THE INTERACTION PROBLEMS
Fisenko B. M. (Barnaul). Intercultural education as a way to establish
dialogue of cultures.................................................................................................................. 28
Knyazev N. A., Buyankina R. G., Zukov R. A. (Krasnoyarsk). Scientific
foundations in the structural development of philosophy of education ............. 19
Baboshina E. B. (Kurgan). Education in the search of meaning .................................... 37
Abramova M. A., Krasheninnikov V. V. (Novosibirsk). Higher education reform:
from quantity to quality ......................................................................................................... 45
Gordienko A. A. (Novosibirsk). Human being, challenges of NBIC-convergence
and science. Article 1. Spiritual foundations of human-maintenance
and NBIC-technologies ........................................................................................................... 53
Part II. MILITARY EDUCATION AND THE ISSUES
OF COUNTERING TERRORISM
Chebotaryov V. V., Rubantsova T. A. (Novosibirsk). «Collision of civilizations»
and modern terrorism: myths and reality ...................................................................... 77
Pavlovskiy V. V. (Krasnoyarsk). International terrorism as a form of fascism:
a social-philosophical analysis ............................................................................................ 66
Стр.3
Vakhitov D. R. (Kazan), Kondratyeva T. N. (Novosibirsk), Gabdullin N. M.
(Kazan). The importance of the educational sphere in preserving
the sovereignty of the state ................................................................................................... 85
Yakovleva I. V. (Novosibirsk). A paradigm of «nonlinear dynamics»
in the improving of volitional self-regulation of students
(a philo-sophical analysis) .................................................................................................. 100
Part III. DEVELOPMENT TRENDS OF DOMESTIC EDUCATION
Novosadov S. A. (Naro-Fominsk). Change of the education paradigm
by its inscribing into the world outlook matrix of the social development
of society .................................................................................................................................... 110
Kornienko N. A. (Novosibirsk). Logic and methodology in upbringing
and education of the person ............................................................................................... 130
Begalinova К. К. (Almaty, Kazakhstan), Kosenko T. S., Nalivayko N. V.
(Novosibirsk). Uncertainty principle in education as a socio-philosophical
problem ...................................................................................................................................... 123
Oleinikova O. D., Saprygin B. V. (Novosibirsk). The formation
of ecological ethics ................................................................................................................. 142
Fedorova L. A., Korshikova L. Yu. (Novosibirsk). Axiological approach
to the problems of education ............................................................................................. 154
Part IV. SPECIFIC PROBLEMS OF DOMESTIC PEDAGOGY
Madzhuga A. G., Sinitsina I. A., Kagarmanova G. G., Salyakhova Z. I.
(Sterlitamak), Malyarchuk N. N. (Tyumen). Fractal pedagogy: ontological
meanings and methodological possibilities ................................................................. 174
Zhafyarov A. Z., Chugunova T. A. (Novosibirsk). New standards of the master’s
degree program (pedagogical direction) in terms of competencies .................. 166
Makulin A. V. (Arkhangelsk). Philosophical infographics – visiosophy:
a new design of interactive methods in higher education ...................................... 197
Kravchenko K. A. (Novosibirsk), Golovacheva N. P. (Omsk). Interaction of the
contents and form in the course of drawing ................................................................ 190
Part V. INFORMATION
Transcript of the webinar "The formation educational space
in modern conditions" .......................................................................................................... 207
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 225
Kharchenko O. A. (Moscow). Importance of volitional powers of an officer
in pedagogical prevention of unlawful behavior of military personnel ............... 93
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
№ 2 (65) 2016
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
25.04.2016
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 21.5
Publisher’s
sheets: 23.0
Circulation
1000 issues.
Order № 108.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4