Гордиенко (Новосибирск) В связи с внедрением нано-био-инфо-когнитивных и социальных технологий (НБИКС-технологий), в рамках которых трансформации может подвергаться биологическая составляющая природы человека и его идентичность, активно обсуждается ставшая глобальной проблема сохранения человеческой природы. <...> Однако в поиске концептуальных оснований природы человека, его перспектив зачастую игнорируются духовные смыслы человекообразования, его истории. <...> Чтобы понять происходящее и обрести ориентиры, необходимо «взглянуть на окружающее с высоты», обратиться к тому пространству и времени, в котором зарождалось человеческое в человеке, шел процесс человекообразования. <...> В статье сформулированы представления о первичном человекообразующем процессе, в котором происходит конституирование и освоение человеком человеческого в себе, возникает первокультура. <...> Показано, что в прецедентах предельного прорыва первочеловеку приоткрывается нечто, что находится по «ту сторону» от внешнеощущаемой, то есть макрозапечатленной, данности – трансцендентная реальность. <...> Прежде всего человеческое сообщество в постпредельном переходе утверждается Гордиенко А. А., 2016 Гордиенко Алексей Аркадьевич – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт философии и права СО РАН. <...> 52 А. А. Гордиенко как духовный коллектив, являя собой способ проникновения вечности в личность и личности в вечность. <...> Здесь и конституируются человекообразующие феномены: Добро, Правда (Истина), Красота, а первочеловек оказывается в состоянии соучастия, любви и одухотворения. <...> В работе показано, что развитие человека в контексте современных вызовов связано с обращением и освоением, а значит, и наращиванием первокультуры. <...> Предполагаемые трансчеловеческие преобразования в отсутствии этого контекста не только разрушают, но и исключают из бытия «те инварианты жизненного мира человека, которые делают человека человеком <...>