Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия образования  / №2 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ О. Д. Олейникова, Б. В. Сапрыгин (Новосибирск) (300,00 руб.)

0   0
Первый авторОлейникова
АвторыСапрыгин Б.В.
Страниц14
ID373135
АннотацияВ статье рассматривается необходимость формирования экологической этики, которая должна учить относиться к природе, как к матери – бережно и благодарно. Экологическое воспитание включает выработку способности восприятия природы как одухотворенной красоты объек- О. Д. Олейникова, Б. В. Сапрыгин тивного мира. Предметом экологической этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений «человек – общество – природа». Экология человека – оздоровление и совершенствование духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали. Классическое применение термина «экология» относится к области науки, занимающейся изучением многообразных связей живых организмов со средой обитания. Однако в реальности понятие «экология» вышло далеко за рамки своего изначального научного значения и употребляется в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. В общественном сознании обозначенный термин, как правило, ассоциируется со скандалами, касающимися загрязнения биосферы токсичными отходами и разрушения природных экосистем, поэтому слово «экология» обрело нравственную окраску, определение «экологический» стало равнозначно определению «чистый, безопасный, нравственный, человеколюбивый». Необходимо формировать гармоничные связи между элементами экосистемы «человек – природная среда», «общество – природная среда», а следовательно, регулировать процессы, порожденные человеком и опасные для всего живого. Человечество стоит перед необходимостью рождения экологической нравственности, в основу которой будет положена одухотворенная творческая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с природой. В техногенной культуре Запада природа рассматривается как материал для преобразующей деятельности человека. Человеческая активность в западной культуре направлена во внешний мир, на его преобразование и подчинение своим целям. Хищническое отношение к природе для нее губительно и, следовательно, безнравственно. На современном этапе определенные социально-экономические ориентиры начинают меняться и приобретают общечеловеческий характер. Нормы экологической нравственности призваны регулировать взаимодействие общества со средой обитания (природными условиями и культурной сферой). Так формируется экологическая этика. Основной принцип нравственного поведения утвердился еще на заре цивилизации. Он зафиксирован в законах вавилонского царя Хаммурапи, Ветхом и Новом заветах. Это принцип взаимности: веди себя так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. По отношению к природе этот принцип можно определить как заповедь древнегреческого врача Гиппократа: не навреди. Начавшийся ХХI в. ставит проблему формирования личности, способной дать адекватный ответ на вызовы современности. Гуманистические идеи экологической этики, проникая в педагогику, способны оказать в решении этой задачи методологическую помощь.
УДК17+504+37.0
Олейникова, О.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ О. Д. Олейникова, Б. В. Сапрыгин (Новосибирск) / О.Д. Олейникова, Б.В. Сапрыгин // Философия образования .— 2016 .— №2 .— С. 132-145 .— URL: https://rucont.ru/efd/373135 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Олейникова, Б. В. Сапрыгин (Новосибирск) В статье рассматривается необходимость формирования экологической этики, которая должна учить относиться к природе, как к матери – бережно и благодарно. <...> Экологическое воспитание включает выработку способности восприятия природы как одухотворенной красоты объек Олейникова О. Д., Сапрыгин Б. В., 2016 Олейникова Ольга Дмитриевна – кандидат философских наук, профессор кафедры права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет. <...> Предметом экологической этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений «человек – общество – природа». <...> Экология человека – оздоровление и совершенствование духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали. <...> Классическое применение термина «экология» относится к области науки, занимающейся изучением многообразных связей живых организмов со средой обитания. <...> Однако в реальности понятие «экология» вышло далеко за рамки своего изначального научного значения и употребляется в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. <...> В общественном сознании обозначенный термин, как правило, ассоциируется со скандалами, касающимися загрязнения биосферы токсичными отходами и разрушения природных экосистем, поэтому слово «экология» обрело нравственную окраску, определение «экологический» стало равнозначно определению «чистый, безопасный, нравственный, человеколюбивый». <...> Необходимо формировать гармоничные связи между элементами экосистемы «человек – природная среда», «общество – природная среда», а следовательно, регулировать процессы, порожденные человеком и опасные для всего живого. <...> Человечество стоит перед необходимостью рождения экологической нравственности, в основу которой будет положена одухотворенная творческая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с природой. <...> В техногенной культуре Запада природа рассматривается <...>