Педагогическое образование аспирантов — системообразующая функция вузов . <...> Система рейтинговой аттестации как метод стимулирования изучения студентами естественнонаучных дисциплин . <...> Основные направления психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями . <...> Исследование проблемы жизненной успешности старших подростков . <...> Pedagogic Education of Post-graduate Students — Core System Function of High Schools . <...> Improvement of Pedagogic Managers Professional Skills at Department of Pedagogic Education of the MSU . <...> № 3 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АСПИРАНТОВ — СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗОВ Л.В. <...> Попов, Н.Х. Розов (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Обоснована необходимость педагогического образования аспирантов. <...> Ключевые слова: педагогическое образование, педагогические методы, организация учебного процесса, подготовка к преподавательской деятельности. <...> Исключительно важно и “общечеловеческое” значение психологопедагогического образования аспирантов. <...> 8 PEDAGOGIC EDUCATION OF POST-GRADUATE STUDENTS — CORE SYSTEM FUNCTION OF HIGH SCHOOLS L.V. <...> Rozov Necessity of pedagogic formation of post-graduate students is proved. <...> № 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Г.В. <...> Лисичкин, И.А. Леенсон (химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: lisich@petrol.chem.msu.ru) В статье проанализировано состояние школьного образования по естественно-научным предметам в советское время с 1950-х гг. и в постсоветский период. <...> Ключевые слова:школьное естественно-научное образование, реформирование системы среднего образования, престиж профессии учителя. <...> Одновременно произошла практически стопроцентная феминизация учительского корпуса, причина которой в нищенской зарплате, не позволявшей прокормить семью, низком престиже профессии учителя, отсутствии перспективы карьерного роста. <...> Наиболее принципиальная часть учительского корпуса продолжала адекватно оценивать знания учащихся. <...> В результате этого нововведения средняя <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№3_2010.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Попов Л.В., Розов Н.Х.Педагогическое образование аспирантов — системообразующая
функция вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Педагогические размышления
Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Школьное естественно-научное образование: тенденции
и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Карпов А.О. Генеративное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Котляров И.Д. Проблемы обучения иностранному языку аспирантов технических
специальностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Опыт практической педагогики
Рыжова О.Н., Кузьменко Н.Е., Пичугина Д.А., Китаев Л.Е. Система рейтинговой
аттестации как метод стимулирования изучения студентами естественнонаучных
дисциплин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Реалии педагогического образования
Янданова Т.И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения
студентов с ограниченными возможностями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Слово мэтра
Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики . . . . . . . . . . . . . . . . 166
К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Морозов А.А. За честь русской науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Чужая жизнь и берег дальний
Давидович Н. Роль уровня преподавания и научных исследований в системе
высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Голоса молодых
Гавриленко А.А. Проблемы разработки целей подготовки современного специалиста
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Енжевская М.В. Формирование контрольно-оценочных умений школьников 198
Лесите Э.Ю. Педагогические приемы формирования толерантности у студентов-медиков
на занятиях по психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 3 • 2010 • ИЮЛЬ—СЕНТЯБРЬ
Выходит один раз в три месяца
Кузнецова Е.А. Вопросы развития логического мышления школьников . . . . . . 111
Кунашева А.А. Исследование проблемы жизненной успешности старших подростков
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
События и годы
Артемьева О.А. К вопросу о социальной биографии педологии в России . . . . . 139
Пономарев Р.Е. Повышение квалификации педагогических работников на
ФПО МГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
В перерывах между лекциями
Гринблат Л. Молитва моя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Сивакова О.В. Уровень сформированности логического мышления студентовмедиков
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Popov L.V., Rozov N.H. Pedagogic Education of Post-graduate Students — Core System
Function of High Schools . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Pedagogical Ideas
Lisichkin G.V., Leenson I.A. School Natural-science Education: Trends and Prospects 110
Karpov A.O. Generative Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Kotliarov I.D. Problems of Foreign Language Training of Post-graduate Students of
Technical Specialities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Experience of Practical Pedagogics
Ryzhova O.N., Kuzmenko N.E., Pichugina D.A., Kitaev L.E. System of Rating AssessmentMethod
to Stimulate the Students to Study Natural Sciences in the University
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Reality of Pedagogical Education
Yandanova T.I. The Fundamental Directions of the Psychological Pedagogical Accompaniment
the Disabled Students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
The Word of Master
Hinchin A.Y. On Educational Effect of Mathematics Lessons . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
To the 300 Anniversary from the Date of M.V. Lomonosov’s Birth
Morozov A.A. For the Honor of Russian Science . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Foreign Life and Distant Land
Davidovich N. Role of a Teaching Level and Scientific Research in Higher Education
System . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Voices of Youth
Gavrilenko A.A. Problems of Development Purposes of Specialist Preparation . . . . . . 190
Enzhevskaya M.V. Formation of School-children’s Control-evaluation Skills . . . . . . 198
Lesite E.U. Formation Tolerance Educational Methods among Students of Medical
Colleges in the Psychology Classroom . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Kuznetcova E.A. The Main Problems of Development of Pupil’s Logical Thinking . . 111
Kunasheva A.A. Research of the Problem of Vital Success of the Senior Teenagers . . 118
Sivakova O.V. The Level of Logic Thinking Development of Medical Students . . . . . 125
Events and Years
Artem’eva O.A. On the Social Biography of Pedology in Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Ponomarev R.E. Improvement of Pedagogic Managers Professional Skills at Department
of Pedagogic Education of the MSU . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
During the Intervals
Grinblat L. My Pray . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2010
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 3
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АСПИРАНТОВ —
СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗОВ
Л.В. Попов, Н.Х. Розов
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:
fpo.mgu@mail.ru)
Обоснована необходимость педагогического образования аспирантов.
Утверждается, что современный квалифицированный преподаватель вуза обязан
владеть проектными педагогическими методами, технологическим комплексом
передачи знаний и организации учебного процесса. Предлагается
прагматически ориентированный цикл обучения и подготовки аспирантов к
преподавательской деятельности.
Ключевые слова: педагогическое образование, педагогические методы, организация
учебного процесса, подготовка к преподавательской деятельности.
Задачи высшей школы обычно формулируют следующим образом:
качественное обучение студентов избранной ими специальности и их
подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Тем самым
должно обеспечиваться воспитание кадров, необходимых обществу и государству
для работы в производственных, организационных, социальных,
культурных и научных областях общественной жизни.
К сожалению, гораздо реже акцентируется внимание на еще одной
существенной обязанности вузов. Качественное обучение студентов и
аспирантов могут гарантировать только высококвалифицированные преподаватели.
Это аксиома. Но преподавательские кадры нам никто “со
стороны” не пришлет. Для системы высшего образования страны их
обязаны готовить сами вузы. Поэтому подготовка молодой профессионально
компетентной и педагогически обученной преподавательской
смены должна квалифицироваться как важнейшая и к тому же системообразующая
функция всех высших учебных заведений, обеспечивающая базу
для дальнейшего развития экономики, науки, высшей школы.
Несомненно, что классическое университетское образование по
своей внутренней логике и изначальной идее должно представлять собой
неразрывное единство двух компонент. Первая — научная, состоящая в
фундаментальном изучении одной из областей знаний и активномусвоении
начальных исследовательских навыков, готовящая к творческой работе
в научном учреждении или к эффективной деятельностив заведении
3
Стр.3