№ 3 СОБЫТИЯ И ГОДЫ К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ ПЕДОЛОГИИ В РОССИИ О.А. <...> Артемьева (факультет психологии Иркутского государственного университета; e-mail: xanthos@ mail.ru) Статья посвящена вопросу социальной биографии педологии в России. <...> Проводится анализ социально-психологических закономерностей развития педологии в России 1920–1930 гг. <...> Сопоставляются социальный, личностный и логический аспекты социальной биографии педологии. <...> Ключевые слова: социальная детерминация науки, история психологии, социальная биография педологии. <...> Снятие идеологического контроля над работами отечественных психологов в постперестроечный период способствовало расширению историко-психологической проблематики, более глубокому и обоснованному осмыслению закономерностей развития научного психологического знания. <...> Понимание особенностей детерминации науки является условием адекватной оценки научных достижений и целенаправленной организации научного поиска, в том числе на уровне государственной политики. <...> Изучение социальной детерминации научного знания в психологии требует обращения к социальной биографии отдельных психологических подходов. <...> Традиция их составления заложена А.Г. Асмоловым в статье “Социальная биография культурно-исторической психологии” [1]. <...> Особого внимания заслуживает социальная биография педологии, науки о развитии ребенка. <...> Если 1920-е гг. стали временем ее расцвета в России, то 1930-е ознаменовали собой беспрецедентный для истории психологии период ликвидации целого теоретического 139 направления на уровне государства. <...> Вопрос о причинах ликвидации педологии в России стал одним из наиболее дискутируемых в истории советской психологии последних лет. <...> Генезису педологии как науки о развитии ребенка посвящено диссертационное исследование А.В. Светличной [3]. <...> Можно согласиться с автором в выделении следующих периодов развития педологии: 1) появление предпосылок зарождения педологии (до конца <...>