№ 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ А.А. <...> Кунашева (Кабардино-Балкарский государственный университет; e-mail: albina.kunash@mail.ru) В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся трактовки понятий “успех”, “ситуация успеха”, а также показатели жизненной успешности, основные потребности и ценностные ориентации подростков, исследуется проблема выявления и реализации педагогических условий, способствующих формированию жизненной успешности старших подростков. <...> Повышение общей актуальности мотивов деятельности, достижений человека делает жизненную успешность в последние годы одной из наиболее изучаемых и актуальных тем в отечественной и зарубежной науке. <...> Дембо, А.Г. Асмоловым, Н.А. Батуриным, позволили получить более полные представления о психологических основаниях успеха — самооценке, личностных притязаниях, мотивационной сфере человека. <...> В философской науке успешность рассматривалась как решение проблемы смысла жизни (Ф. <...> Для объяснения с педагогической точки зрения вводится понятие “ситуация успеха” как целенаправленного организованного сочетания условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. <...> Ситуация успеха — это результат продуманной, сложной, подготовленной стратегии семьи, школы, педагогов. <...> Белкин подчеркивает: “Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, успех — результат подобной ситуации. <...> Ситуация — то, что способен организовать учитель, переживание же успеха — нечто более субъективное”. <...> Формирование поведения, мотивов деятельности, становление базисных черт характера личности каждого подростка происходит непосредственно в социальных институтах и прежде всего в школе. <...> Здесь подросток приобретает первый опыт переживаний успешности и неуспешности, получает возможность установить причинно-следственные связи между определенным поведением, качествами личности и жизненной <...>