Сивакова (аспирантура факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: sivoksana@yandex.ru) В современной системе медицинского образования формирование приемов логического мышления (как необходимой составляющей клинического мышления) происходит стихийно. <...> Наше исследование было посвящено изучению уровня усвоения приемов логического мышления студентов-медиков и проводилось с помощью специальных опросников. <...> Процент ошибочных ответов студентов варьировал в пределах 30–96% в зависимости от задания. <...> Была выявлена насущная необходимость разработки специальной программы, направленной на обеспечение успешного усвоения логических приемов мышления у студентов-медиков. <...> Под логическим приемом мышления мы понимаем совокупность действий, направленных на выполнение логической операции или логических законов [1, 2]. <...> Главным отличительным признаком логического приема является его ориентировка на логические правила, на требования, исходящие из логики. <...> К числу логических приемов мышления относятся: сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др. <...> Приемы логического мышления наряду с такими действиями, как умение планировать и контролировать деятельность, запоминать, быть внимательным, наблюдать, относятся к общим видам познавательной деятельности. <...> Если прием, построенный на определенной логической структуре, успешно используется на одном предметном содержании, но не может быть выполнен на другом, хорошо известном субъекту специфическом материале, то это свидетельствует о недостаточном обобщении его логической части, о зависимости от специфической части приема [4–6]. <...> В многочисленных исследованиях, проводимых под руководством Н.Ф. Талызиной и др., убедительно показано, что если логические приемы мышления выступают как предметы специального усвоения, 125 то уже дети и подростки могут решать достаточно сложные логические задачи <...>