Компетентностный подход и цифровые образовательные ресурсы в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза . <...> . . . . . . . 149 Реалии педагогического образования Гасинец А.Г.Феномен “научное сотворчество” в образовании . <...> . . . . . . . . . . . . 158 Титовец Т.Е.Место междисциплинарной интеграции в развитии методологической культуры будущего учителя . <...> Механизмы психологической защиты и стратегии совладания у педагогов средних школ: “цена” и “стоимость” психической адаптации . <...> Учебные понятийные образования высшей математики как системный инструмент обучения студентов . <...> Диагностика сформированности организационно-управленческой компетентности педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников . <...> Антропокультурологический подход в последипломном образовании преподавателей . <...> Педагогический анализ выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения . <...> The Phenomenon “Scientific Coauthorship” in the Education . <...> Pedagogical analysis of pupils selections at a stage of preprofile and the subsequent profile school education . <...> № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА В.В. <...> Одной из важнейших характеристик специалиста является компетентность, в том числе в области информационных технологий. <...> В качестве основы конструирования процесса обучения в вузе на основе цифровых образовательных ресурсов выделены электронные УМК и рейтинговая система контроля знаний студентов. <...> Ключевые слова: модернизация образования, система повышения квалификации, компетентность, компетентностный подход, информатизация, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), ИКТ-компетентность, цифровые образовательные ресурсы, рейтинговая система контроля знаний. <...> Компетентность традиционно рассматривалась в качестве важнейшей характеристики специалиста. <...> Это обу - словлено, во-первых <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№1_2010.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Непрощенный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Педагогические размышления
Латюшин В.В., Матрос Д.Ш., Поднебесова Г.Б., Дудина Л.И. Компетентностный
подход и цифровые образовательные ресурсы в системе повышения
квалификации профессорско-преподавательского состава вуза . . . . 117
Опыт практической педагогики
Анохина Г.М. Ученик — субъект деятельности и собственного развития в
личностно ориентированной технологии обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Жданко Т.А. Характеристика образовательно-профессионального пространства
вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Якупова А.Р. Активные формы обучения как фактор интенсификации учебного
процесса в ходе преподавания гуманитарных дисциплин . . . . . . . . 149
Реалии педагогического образования
Гасинец А.Г.Феномен “научное сотворчество” в образовании . . . . . . . . . . . . . 158
Титовец Т.Е.Место междисциплинарной интеграции в развитии методологической
культуры будущего учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Слово мэтра
Соловейчик С.Л. Заветные мысли Ушинского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Чужая жизнь и берег дальний
Хвалюк В.Н., Василевская Е.И., Каратаева Т.П., Прокашева В.А. О подготовке
стандарта Республики Беларусь для специальности 1-31 05 01 “Химия” . . . 179
Голоса молодых
Антоновский А.В. Механизмы психологической защиты и стратегии совладания
у педагогов средних школ: “цена” и “стоимость” психической
адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Иванова С.В. Учебные понятийные образования высшей математики как
системный инструмент обучения студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Кладезь идей и опыта
Новикова Г.В. Как подготовить и провести дискуссию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
В перерывах между лекциями
Чехов А.П. Репетитор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Баженова К.А. Диагностика сформированности организационно-управленческой
компетентности педагогов — руководителей исследовательской
деятельностью школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2010 • ЯНВАРЬ—МАРТ
Выходит один раз в три месяца
Савченко Е.А. Антропокультурологический подход в последипломном образовании
преподавателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Спирина Е.Д. Педагогический анализ выборов школьников на этапе предпрофильной
подготовки и последующего профильного обучения . . . . . 106
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Unforgiven . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Pedagogical Ideas
Latjushin V.V., Matros D.Sh., Podnebesova G.B., Dudina L.I. Competence-based
Approach and Digital Educational Resources at In-service Education System
for University Academic Staff . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Savchenko E.A. An Approach of Cultural Anthropology to Post-graduate Teacher
Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Experience of Practical Pedagogics
Anokhina G.M. Personal Development in Technology Science Education . . . . . . . . 128
Bazhenova K.A.Diagnosing the Level of Organizational and Management Competence
of Scientific Advisers Dealing with Research Projects of School Students . . 135
Zhdanko T.A. Characteristics of the Educational-Professional Space in the Institute
of Higher Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Yakupova A.R. Active Forms of Tuition as the Agency of the Intensification of the
Academic Activity While Teaching Human Sciences . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Reality of Pedagogical Education
Gasinets A.G. The Phenomenon “Scientific Coauthorship” in the Education . . . . . 158
Titovets T.E. The Place of Interdisciplinary Integration in Development of Teacher’s
Methodology Culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
The Word of Master
Soloveichik S.L. Ushinsky’s Treasured Ideas . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Foreign Life and Distant Land
Khvalyuk V.N., Vasilevskaya E.I., Karataeva T.P., Prokasheva V.A. About the
Preparation of the Educational Standard in Belarus Within a Specialization
in Chemistry . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Voices of Youth
Antonovsky A.V. Mechanisms of Psychological Protection and Coping-strategies of
Teachers of Secondary Schools: “Price” and “Cost” of Mental Adaptation . . . 189
Ivanova S.V. The educational conceptual formations of higher mathematics as the
systems tool of student’s teaching . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Spirina E.D. Pedagogical analysis of pupils selections at a stage of preprofile and
the subsequent profile school education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Fountain of Ideas and Experience
Novikova G.V. How to prepare and hold a discussion correctly . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
During the Intervals
Chehov A.P. Private Tutor . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2010
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 1
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
НЕПРОЩЕННЫЙ
Интервью доктора философских наук, профессора, декана философского
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В.В. Миронова с зав. отделом культуры
делового еженедельника “Профиль” Н. Соколовой (№ 31 / 31 августа 2009)
— Владимир Васильевич, давайте вспомним историю вопроса. Когда
впервые в нашей стране заговорили о введении ЕГЭ?
— ЕГЭ начали продвигать более десяти лет назад. Тогда в стране
был огромный спрос на высшее образование, обусловленный не только
желанием учиться, но и причинами внешнего характера — “уйти” от
службы в армии и т.д. Заговорили о необходимости поиска дополнительных
средств для вузов помимо бюджетного финансирования. Московский
университет всегда настороженно относился к таким идеям:
фундаментальное образование не может выжить без ощутимой государственной
поддержки. К слову, в большинстве развитых стран, и
особенно в Европе, не отказались от бюджетного финансирования
высшего образования или осуществляли переход постепенно. Но в нашей
стране реформаторами сразу был выдвинут лозунг о том, что образование
— это прежде всего сфера услуг, за которые потребитель
должен платить. Результатом указанных процессов стало резкое и последовательное
сокращение государственного финансирования, когда зарплата
даже профессоров опустилась ниже зарплаты дворников.
— И тогда вузы стали открывать платные отделения?
— Да, чтобы компенсировать социальные последствия такой ситуации.
Многие блестяще воспользовались ею, и доходы от платного
образования стали ощутимой прибавкой к вузовскому бюджету. В
стране выросло множество университетов и академий, которые не
обеспечивали качественного образования, но умели зарабатывать
деньги на популярных профессиях. Вектор образования переместился
в рыночные специальности. Наша страна всегда гордилась фундаментальным
образованием, но, думаю, никто не открыл физический или
биологический факультет. Объем капитала, крутившегося в системе
образования, включая и теневой оборот, возрос настолько, что государство
решило изъять часть доходов в казну. Но если для коммерческих
вузов это была естественная ситуация (любая фирма, нравится
ей это или нет, должна делиться доходами с государством), то для государственных
это означало потерю существенной части дохода при
недостаточном бюджетном финансировании. Это лишь стимулировало
теневые процессы в образовании. Были проведены “научные”
социологические исследования, смешавшие в одну кучу действительно
3
Стр.3