ученые записки санкт-петербургского государственного
инстит у та психологии и социальной ра б от ы
СОДЕРЖАНИЕ
«15 лет СПбГИПСР — 15 лет созидания». <...> .
Свидетельство о регистрации ПИ № 2-4744 от 3 октября 2000 г.
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ «Психолого-социальная работа в современном
обществе: проблемы и решения». <...> Проблемы формирования социально-психологических ценностей .
у современной РОССИЙСКОЙ молодежи . <...> ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ НА БАЗЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ . <...> Психосоциальная работа как феномен эволюции .
научного знания . <...> Направления оптимизации работы с социально-уязвимыми
категориями населения на рынке труда Санкт-Петербурга. <...> Игровая терапия личностного развития подростков в условиях .
профессионально-технического образования. <...> Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов .
по дисциплине «Психология здоровья». <...> За 15 лет Институтом подготовлено и опубликовано более
300 изданий, с 2001 года выходит научный журнал «Ученые записки», который находит широкий круг
читателей как в России, так и в других странах. <...> Во
многих странах мира в переломные моменты истории психолого-социальная работа становится основным инструментом решения острых социальных конфликтов. <...> Сегодня студентам и слушателям института предлагаются разнообразные образовательные
программы по специальностям «Социальная работа» и «Психология» (от бакалавриата до аспирантуры),
а также углубленные специализированные программы дополнительного образования. <...> Ректор СПбГИПСР, доктор психологических наук,.
профессор Платонов Юрий Петрович
Ученые записки СПбГИПСР
Резолюция конференции
РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Психолого-социальная работа в современном обществе:
проблемы и решения»
Международная научно-практическая конференция «Психолого-социальная работа в современном
обществе <...>
Учёные_записки_Санкт-Петербургского_государственного_института_психологии_и_социальной_работы_№2_2007.pdf
уЧЕНыЕ зАПИСКИ САНКТ-ПЕТЕРбуРГСКОГО ГОСуДАРСТВЕННОГО
ИНСТИТуТА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАбОТы
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
Платонов Ю.П.
Ответственные редакторы:
Гинецинский в.и.
иваненков с.П.
Платонова н.М.
Члены редакционной коллегии:
ДуДченко З.Ф.
никиФоров Г.с.
тонконоГий в.и.
тЮрина Э.и.
Яковлева и.в.
Секретарь редакционной коллегии:
крутова е.Ю.
– д.пс.н., профессор, ректор СПбГИПСР, зав.кафедры
прикладной социальной психологии
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОбЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ПСИхОЛОГИИ
– д.п.н., профессор, зав.кафедры педагогической
антропологии
– д.филос.н., профессор, проректор по науке
– д.п.н., профессор, зав.кафедры социальной работы и
социальных наук
– к.пс.н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д.пс.н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры психологического
консультирования, декан факультета прикладной
психологии
– к.п.н., доцент, зав.кафедры гендерологии и фамилистики
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры общей и дифференциальной
психологии
– к.филол.н., доцент кафедры иностранных языков
Платонов Ю.П.
ЛИДЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Змановская Е.В.
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИя СТРуКТуРы
И ДИНАМИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Иваненков С.П.
ПРОбЛЕМы ФОРМИРОВАНИя СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
у СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕжИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Анисимов А.И.
К ПРОбЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИя СОЦИАЛЬНОГО зДОРОВЬя ЛИЧНОСТИ . . . . . . . . . . . . 23
Васильев С.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОбЛЕМы ПОжИЛыХ ЛюДЕЙ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Волкова Е.Л.
СОВРЕМЕННыЕ ПОДХОДы К МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Голованов А.В.
ПОЛИТИЧЕСКАя НАПРяжЕННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ПИ № 2-4744 от 3 октября 2000 г.
Костина Л.М.
ЛОНГЕТюДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОжНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Снегова Е.В.
ОСОбЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИя МОЛОДЕжИ . . . . . . . 41
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2007
Украинец О.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТы АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ шКОЛЬНОГО
ВОзРАСТА К ОбуЧЕНИю В шКОЛЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Юрова И.В.
МЕХАНИзМ ВНушЕНИя В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИзАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
СОДЕРЖАНИЕ
«15 лет СПбГИПСР — 15 лет созидания» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ «Психолого-социальная работа в современном
обществе: проблемы и решения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3
Стр.2
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОбЛАСТИ СОЦИАЛьНОЙ РАбОТы
белов В.Г., Дмитриев М.Г., Апалькова И.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОжДЕНИЕ НЕСОВЕРшЕННОЛЕТНИХ
ПРАВОНАРушИТЕЛЕЙ НА бАзЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИяТИя
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Тюрина Э.И.
ПРИЧИНы КРИзИСА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТуТА . . . . 55
Волкова О.А., Дурасанова Т.П.
ПСИХОСОЦИАЛЬНАя РАбОТА КАК ФЕНОМЕН ЭВОЛюЦИИ
НАуЧНОГО зНАНИя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Гинецинский М.В.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАзВИТИЕ ГОСуДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМы
ПРИзРЕНИя В XVIII ВЕКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Жилов В.С.
СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТы зАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИя
В МОЛОДЕжНОЙ СРЕДЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Кулькова Е.Я.
ИзуЧЕНИЕ РОЛЕВыХ ПОзИЦИЙ В МЕжПОКОЛЕННОЙ СЕМЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Малейко Г.У.
ОСОбЕННОСТИ ФРуСТРАЦИОННыХ РЕАКЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ
ДЕТСКОГО ДОМА И ПАТРОНАТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Платонов М.Ю.
«СОЦИОПАРК» КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ . . 79
Платонова Ю.Ю.
СОВРЕМЕННыЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Стасенко О.В.
ОСОбЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАбОТы С ЛИЦАМИ,
ПЕРЕжИВшИМИ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Ялонен И.С.
НАПРАВЛЕНИя ОПТИМИзАЦИИ РАбОТы С СОЦИАЛЬНО-уязВИМыМИ
КАТЕГОРИяМИ НАСЕЛЕНИя НА РыНКЕ ТРуДА САНКТ-ПЕТЕРбуРГА . . . . . . . . . . . . . . 89
ПСИхОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕхНОЛОГИИ В ОбРАЗОВАНИИ
Гинецинский В.И., Жукова В.П., Лик Н.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКАя АНТРОПОЛОГИя В КОНТЕКСТЕ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИХ
ПРИзНАКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОбЩЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Граничина О.А.
К ВОПРОСу О СОВЕРшЕНСТВОВАНИИ ОЦЕНИВАНИя КАЧЕСТВА уСВОЕНИя
уЧЕбНОЙ ДИСЦИПЛИНы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Дудченко З.Ф.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОбЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОяТЕЛЬНОЙ РАбОТы СТуДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИя зДОРОВЬя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
4
5
Кокоренко В.Л.
ТЕХНОЛОГИя РАбОТы С ПРОбЛЕМОЙ НЕзАВЕРшЕННыХ ДЕЛ И ОТНОшЕНИЙ
В АРТ-ТЕРАПИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Лебедева С.С., Куликова Е.А.
НАуЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДы К ОРГАНИзАЦИИ СОПРОВОжДЕНИя
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В уСЛОВИяХ ОбРАзОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Поляков А.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАя ДЕФОРМАЦИя В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИяХ . . . . . . 110
Раскин В.Н.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ
ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНыХ РАбОТНИКОВ В ВыСшЕМ уЧЕбНОМ зАВЕДЕНИИ
(опыт преподавания тренинговых дисциплин в СПбГИПСР) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
НАШИ ГОСТИ
Wolfgang Feuerhelm
ETHNISCHE DISKRIMINIERUNG DURCH DIE POLIZEI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Günter J.Friesenhahn
INTERNATIONALE SOZIALE ARBEIT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Ulrich Papenkort
SOZIALE GRUPPENARBEIT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
WeIterbIlduNg uNd lebeNSlaNgeS lerNeN: eIN bIlduNgSpaNorama . . . . . . 132
Andreas Thimmel
INTERNATIONALE JUGENDARBEIT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Stefan Wink
EHRENAMT – EIN BILDUNGSFAKTOR?! Ein Blick aus der Praxis eines Jugendverbandes . . . 138
Абеуова И.А.
ВОзМОжНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛужбы В СИСТЕМЕ ОбРАзОВАНИя . . . . . . 142
Абулхасанова Г.Е., Касымова Г.М.
ИГРОВАя ТЕРАПИя ЛИЧНОСТНОГО РАзВИТИя ПОДРОСТКОВ В уСЛОВИяХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОбРАзОВАНИя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Авдеева Е.Ю.
ОРГАНИзАЦИя ОбРАзОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
РАбОТы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Акажанова А.Т.
О НЕКОТОРыХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОбЕННОСТяХ
НЕСОВЕРшЕННОЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНыХ уЧРЕжДЕНИЙ . . . . 155
Молдаханова Ш.С.
О СООТНОшЕНИИ бИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ГЕНЕзИСЕ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Стр.3