ученые записки санкт-петербургского государственного
и н с т и т у т а п с и х о л о г и и и с о ц и а л ь н о й ра б о т ы
СОДЕРЖАНИЕ
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
Платонов Ю.П. – д.пс.н., профессор, ректор СПбГИПСР, зав.кафедры
прикладной социальной психологии
Ответственные редакторы:
Гинецинский В.И. <...> Особенности диспозиционной регуляции социального поведения
этнического субъекта . <...> Исследования в области прикладной психологии
– к.пс.н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д.пс.н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры психологического
консультирования, декан факультета прикладной
психологии
– к.п.н., доцент, зав.кафедры гендерологии и фамилистики
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры общей и дифференциальной
психологии
Секретарь редакционной коллегии:
Радченко Н.В. – руководитель издательского отдела
Вагина М.В. <...> Психологические факторы оценки качества жизни больных .
со спинальными нарушениями. <...> .
Свидетельство о регистрации ПИ № 2-4744 от 3 октября 2000 г.
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2008
Мусина В.П. <...> Социально-образовательный потенциал лиц пожилого возраста .
и его учет при создании программ обучающегося сообщества. <...> Теоретико-методологическое обоснование общей теории
девиантности и девиантного поведения. <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Исследования в области прикладной психологии
Исследования в области прикладной психологии
Платонов Юрий Петрович
доктор психологических наук, профессор,
зав. кафедры прикладной социальной психологии СПбГИПСР
ОСОБЕННОСТИ ДИСПОЗИЦИОННОЙ РЕГУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА
АННОТАЦИЯ. <...> В статье рассматривается актуальная проблема — регуляция поведения этнического субъекта. <...> Раскрывается специфика диспозиционной регуляции поведения и деятельности этнического субъекта. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнический <...>
Учёные_записки_Санкт-Петербургского_государственного_института_психологии_и_социальной_работы_№1_2008.pdf
ученые записки санкт-петербургскОгО гОсударственнОгО
института психОлОгии и сОциальнОй рабОты
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
Платонов Ю.П.
Ответственные редакторы:
Гинецинский в.и.
иваненков с.П.
Платонова н.М.
Члены редакционной коллегии:
ДуДченко З.Ф.
никиФоров Г.с.
тонконоГий в.и.
тЮрина Э.и.
Яковлева и.в.
Секретарь редакционной коллегии:
раДченко н.в.
– д.пс.н., профессор, ректор спбгипср, зав.кафедры
прикладной социальной психологии
– д.п.н., профессор, зав.кафедры педагогической
антропологии
– д.филос.н., профессор, проректор по науке
– д.п.н., профессор, зав.кафедры социальной работы и
социальных наук
– к.пс.н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д.пс.н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры психологического
консультирования, декан факультета прикладной
психологии
– к.п.н., доцент, зав.кафедры гендерологии и фамилистики
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры общей и дифференциальной
психологии
– руководитель издательского отдела
Гарскова Г.Г.
стили взаимОдействия у студентОв в ситуациях мОральнОгО
выбОра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Дмитриев М.Г., Парфенов Ю.А.
О трудОвОй мОтивации девиантных пОдрОсткОв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Кокоренко В.Л.
психОлОгические фактОры Оценки качества жизни бОльных
сО спинальными нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Костина Л.М.
психОфизиОлОгические аспекты тревОжнОсти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
журнал зарегистрирован министерством российской федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
свидетельство о регистрации пи № 2-4744 от 3 октября 2000 г.
Мусина В.П.
к вОпрОсу Об изменении пОзнавательнОй активнОсти и креативнОсти
у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Поляков А.В.
свОйства личнОсти препОдавателя вуза, вхОдящие в структуру
явления прОфессиОнальнОй дефОрмации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
ISSN 1993-8101
подписной индекс: 19304
© санкт-петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(спбгипср), 2008
Смолова Л.В.
психОлОгия взаимОдействия с живОтными и ее применение
в психОлОгО-сОциальнОй рабОте (пО материалам зарубежных
истОчникОв) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСтИ ПРИКЛАДНОй ПСИхОЛОГИИ
Платонов Ю.П.
ОсОбеннОсти диспОзициОннОй регуляции сОциальнОгО пОведения
этническОгО субъекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Гинецинский В.И.
взаимОдОпОлнительнОсть гуманитарнОй и естественнОнаучнОй
парадигм в кОнтексте психОлОгическОй кОнцепции б.г. ананьева . . . . 10
Белов В.Г., Лиукконен Е.И.
сОциальнО-психОлОгические ОсОбеннОсти адаптации эмигрантОв . . 14
Вагина М.В.
ОсОбеннОсти фОрмирОвания самООценки у детей с дцп . . . . . . . . . . . . . . . 19
СОДЕРЖАНИЕ
3
Стр.2
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСтИ ПСИхОЛОГИИ ЗДОРОВья
Белов В.Г., туманова Н.Н.
нервнО-психические расстрОйства у женщин в пОслерОдОвОм
периОде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Дудченко З.Ф.
сОвременные прОблемы пОтребления алкОгОля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Анисимов А.И.
психОлОгическОе исследОвание сОциальнОгО здОрОвья студентОв . . . 60
Волкова Е.Л.
здОрОвье — прОфессиОнальнО важнОе качествО рукОвОдителя . . . . . . . . 67
Пенцова Е.А.
девиации материнскОй сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Резчикова В.В.
психическОе здОрОвье как фактОр развития личнОстнОй
идентичнОсти специалиста, рабОтающегО в системе
«челОвек-челОвек» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСтИ СОцИАЛьНОй ПЕДАГОГИКИ
Платонова Н.М.
технОлОгии пОдгОтОвки сОциальных рабОтникОв в кОнтексте
кОмпетентнОстнОгО пОдхОда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Лебедева С.С.
сОциальнО-ОбразОвательный пОтенциал лиц пОжилОгО вОзраста
и егО учет при сОздании прОграмм ОбучающегОся сООбщества . . . . . . 110
Малейко Г.У.
психОлОгические прОблемы взаимООтнОшений рОдителей
с детьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Платонова Ю.Ю.
фактОры Обеспечения кОнкурентОспОсОбнОсти деятельнОсти
сОвременнОгО вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
тюрина Э.И., Колчина Н.М.
сОциальнОе партнерствО в начальнОм и среднем
прОфессиОнальнОм ОбразОвании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
хамбургер Ф.
сОциальная педагОгика: наука или практика? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСтИ СОцИАЛьНОй РАБОты
Васильев С.В., татульян С.Е.
медикО-сОциальная рабОта с психически бОльными пОжилОгО
и старческОгО вОзраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Волга Л.А.
арттерапия как спОсОб реабилитации женщин, пОстрадавших
От дОмашнегО насилия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Залобина А.Н.
ОсОбеннОсти межличнОстных ОтнОшений детей-инвалидОв,
их семей и Общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Кострикин А.В.
сОциальнО-экОнОмические услОвия деятельнОсти мОлОдежных
Общественных Объединений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Нестерова Г.Ф.
прОблемы и перспективы сОциальнОй рабОты с инвалидами и
пОжилыми: сОциальнО-истОрический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Страбахина т.Н., яковлева И.В.
психОлОгическОе Обеспечение деятельнОсти специалистОв
сОциальнОй пОмОщи семье и детям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ДИСКУССИОННый КЛУБ
Серов Н.В.
сОциальная психОлОгия интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСтИ ГУМАНИтАРНОГО ОБРАЗОВАНИя
Змановская Е.В.
теОретикО-метОдОлОгическОе ОбОснОвание Общей теОрии
девиантнОсти и девиантнОгО пОведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Авксентьевский И.И.
филОсОфия и сОвременнОе ОбразОвание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Симонова т.М.
сОциОлОгия сОциальных прОблем: субъективистская парадигма . . . 144
4
5
Стр.3