ученые записки сПбГиПср тированных на пожилых людей. инициатором разработки и реализации этих программ выступают общественные организации, в том числе ветеранские, профсоюзные, университеты «третьего возраста» в обществе «знание», высшие народные школы, клубы по интересам. развивающаяся в течение ряда лет система образования пожилых является определенным этапом в становлении российского общества, акцентируя внимание на новом векторе социальной защиты лиц пожилого возраста. <...> Он связан с улучшением качества жизни этой группы за счет удовлетворения ее насущных социокультурных и образовательных потребностей, реализации идеи обучающегося сообщества. анализ инициатив социально-образовательных структур по работе с пожилым населением и, в частности, организации их образовательной деятельности в настоящее время востребовано, при этом учитывается ряд обстоятельств. во-первых, опираются на идеи обучающегося сообщества, расширения социального партнерства пожилых участников обучения и культурного содержательного досуга. во-вторых, особую значимость приобретает развитие сетевых структур взаимодействия государственных и общественных организаций, социально-досуговых и оздоровительных центров, их обмен опытом и содействие созданию культурнообразовательного пространства. в-третьих, используются идеи развития геронтокультуры и связи поколений, и тем самым в обществе возникает необходимость в разработке межпоколенных программ, направленных на гуманизацию и развитие толерантности. <...> Опыт реализации таких программ вызывает интерес у людей разных поколений. для пожилого возраста эти программы актуальны в связи с рассмотрением таких вопросов, как физическое и психологическое здоровье, улучшение функции памяти, формирование адекватного взгляда на мир, позитивного взгляда на молодое поколение, развитие этнокультурных традиций и т.д. в-четвертых, в настоящее время актуально формирование <...>