ученые записки сПбГиПср исследования в области прикладной психологии ГИНЕцИНСКИй ВЛАДИСЛАВ ИЛьИЧ доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедры педагогической антропологии СПбГИПСР ВЗАИМОДОПОЛНИтЕЛьНОСть ГУМАНИтАРНОй И ЕСтЕСтВЕННОНАУЧНОй ПАРАДИГМ В КОНтЕКСтЕ ПСИхОЛОГИЧЕСКОй КОНцЕПцИИ Б.Г. АНАНьЕВА аннотациЯ. <...> Посредством выделения репрезентативной для психологической концепции Б. <...> Г. ананьева в целом совокупности тем: «сенсорная организация человека», «возраст», «Характер», «Педагогическая оценка», «индивидуальность» приводится специфичная для позиции ананьева трактовка соответствующих понятий на основе демонстрации единства противоположностей, представленных интенциями гуманитарной и естественнонаучной парадигм. клЮчевЫе слова: парадигма, концепция, базисные понятия психологической концепции, антропные признаки, деятельность, общение, поведение; субъектные, личностные, индивидные свойства человека; индивидуальность. не очень погрешив против истины, можно сказать, что сквозной темой на протяжении всей истории развития психологии была констатация изначального дуализма человеческой формы существования и поиски вариантов его теоретического преодоления. исходный дуализм человеческого существования определяется тем, что, с одной стороны, человек — это существо природно-биологическое, а с другой — культурно-историческое. исходя из того, что психология — это многообразие направлений, школ, концепций, в котором исходный дуализм, с одной стороны, расширяется (просто хотя бы в силу увеличения числа вариантов рассмотрения этого дуализма), а с другой — преодолевается (уже в силу позиционирования вырабатываемых вариантов в пределах предметной области психологии), для характеристики интересующей нас проблемы в целом следует рассмотреть три группы вопросов: • о методолого-мировоззренческих координатах разграничения психологических направлений; • о параметрах <...>