Д
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАРОД
ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВА НИЕМ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА / ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИО
НЫЙ ИММУНИТЕТ/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНА
ПОЛИТИКА / НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ / УПР
ЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ТЕХНОЛОГИЯ И
ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ / ШКОЛА И ВОСП
ТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАРОД
НЫЙ ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗО
ВАНИЕМ / ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАК
ТИКА / ОБУ ЧЕНИЯ / ШКОЛА И
ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОНН
ММУНИТЕТ / ОБРАЗОВА ТЕЛЬН
АЯ ПОЛИТИКА/ НАРОД НЫЙ ПРОЕК
ПО ДАННЫМ СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ
В 2014 ГОДУ С УЧЁТОМ
«ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЫ»
ЗАКРЫТО ОКОЛО 400 ШКОЛ.
В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ ЗАПЛАНИРОВАНО
ЛИКВИДИРОВАТЬ ЕЩЁ 870. МЕЖДУ ТЕМ
К КОНЦУ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ШКОЛАМ
ПОТРЕБУЕТСЯ НА ДВА С ПОЛОВИНОЙ
МИЛЛИОНА МЕСТ БОЛЬШЕ,
ЧЕМ В 2012–2013 УЧЕБНОМ ГОДУ.
В БЛИЖАЙШИЕ 10 ЛЕТ ИЗ БЮДЖЕТА
БУДУТ ВЫДЕЛЕНЫ 13 ТРЛН РУБ,
ЧТО ПОЗВОЛИТ СОЗДАТЬ 13 ТЫС.
НОВЫХ ШКОЛ ПО 500 МЕСТ.
НАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
9
ОБ
Химеры универсальности
в образовательной политике
Нарушения лицензионного
контроля
Новые подходы
к разработке КИМов
В номере:
Создай собственный
открытый курс
«Воспитание в провинции»
или воспитание «всем миром»?
/2015
АНИЕ
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА
(¹ 1452)
Стр.1
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов
(1834–1913)
ожертвования этого дворянина на благо просвещения составили
в общей сложности около 3 миллионов рублей.
В 46 лет он неожиданно для самого себя стал хозяином целой
сети стекольных заводов. Их он получил от дяди — дипломата Ивана
Мальцева. Тот оказался единственным, кто выжил во время памятной
резни в русском посольстве в Иране (тогда же был убит Александр
Грибоедов). Дипломат разочаровался в профессии и решил заняться
семейным бизнесом. В местечке Гусь Иван Мальцев создал сеть стекольных
заводов. Для этого в Европе был раздобыт секрет цветного стекла,
с его помощью промышленник стал выпускать весьма выгодные оконные
стёкла. Стекольно-хрустальную империю вместе с двумя богатыми домами
в столице, расписанными Айвазовским и Васнецовым, по наследству получил немолодой
уже, холостой чиновник Нечаев. Вместе с богатством ему досталась и двойная фамилия. Годы,
прожитые в бедности, наложили на Нечаева-Мальцева отпечаток. Он прослыл весьма скупым
человеком, позволяя себя тратиться только на изысканную еду. Другом богача стал профессор
Иван Цветаев, отец будущей поэтессы. Во время роскошных застолий он с грустью подсчитывал,
сколько стройматериалов можно было бы купить на потраченные гурманом деньги. Со временем
Цветаев сумел убедить Нечаева-Мальцева выделить 3 миллиона рублей, требуемые для
окончания строительства Музея изящных искусств в Москве. Интересно, что сам меценат
славы не искал. Напротив, все 10 лет, что шло строительство, он действовал анонимно.
Миллионер шёл на немыслимые траты. Так, 300 нанятых им рабочих добывали особый белый
морозоустойчивый мрамор прямо на Урале. Когда же оказалось, что в стране никто не может
изготовить 10-метровые колонны для портика, то Нечаев-Мальцев оплатил услуги норвежского
парохода. Благодаря меценату из Италии были приглашены искусные каменотесы. За вклад
в дело строительства музея скромный Нечаев-Мальцев получил звание обер-гофмейстера
и бриллиантовый орден Александра Невского. Но не только в музей вкладывал средства «стекольный
король». На его деньги во Владимире в 1885 году открылось Техническое училище,
на Шаболовке — богадельня, а на Куликовом поле — церковь в память убиенных. К столетнему
юбилею Музея изящных искусств в 2012 году Фонд «Шуховская башня» предложил дать
заведению имя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова вместо Пушкина. Однако переименование
так и не состоялось, зато на здании появилась памятная доска в честь мецената.
П
Стр.2
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1452)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, редактор журнала «Народное образование»
Åâãåèé ßáóðã, доктор педагогических наук, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Нина Целищева (редактор), Елена Шишмакова (выпускающий редактор),
Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹9’2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.В. Гузеев
Химеры универсальности
в российской политике
общего образования
В.П. Лукьяненко
Компетентностный подход
в системе образования России:
на острие проблем
7
Анализ и оценка реформ российского образования. Упрощение,
стандартизация и унификация. Замена сложных систем простыми
моделями. Потребность в научном обосновании проводимых изменений.
12
Проблемы внедрения компетентностного подхода в российскую образовательную
действительность и слабый уровень их обсуждения, как в научной
литературе, так и в средствах массовой информации. Компетентностно-ориентированный
подход как панацея, призванная вывести российское
образование на более высокий качественный уровень. Объективные факты,
а также логические, теоретические и методологические основания для
сомнений в перспективах компетентностного подхода в российском образовательном
пространстве.
Н.С. Пряжников
Проблемы и перспективы
российского образования
в представлениях студентов
психолого-педагогического профиля
Е.Б. Куркин
Трансформация образования—
выход из тупика
А.Б. Вифлеемский
Ограничения для органов
прокуратуры
20
Результаты исследования представлений студентов психолого-педагогического
профиля о проблемах и перспективах современного российского
образования как школьного, так и вузовского. Понимание большинством
студентов проблем, связанных с бюрократизацией образовательного процесса
и низкой оплатой труда педагогов. Готовность большинства студентов
размышлять о судьбах отечественного образования.
29
Развитие цивилизации и информационные угрозы. Техническое
сопровождение разработок, экспериментов, процессов внедрения
и обеспечения валидности инноваций. Проектирование в образовании.
38
Всевластие прокураторы в вопросах защиты прав и свобод человека
и гражданина. Решение Конституционного суда и Указания Генеральной
прокуратуре о выполнении положений Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации». Прокурорские проверки
и ответственность за неисполнение требований прокурора.
О.Н. Смолин
Империя детства:
китайская зарисовка
48
Причины успеха китайских школьников в международных исследованиях
качества образования. Вузовское и частное общее образование —
содержательные, организационные и финансовые отличия.
2
Народное образование 9’2015
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Н.М. Ладнушкина
Лицензионный контроль:
как избежать нарушений
в процессе образовательной
деятельности
В.В. Робский
Трудности педагогической
рефлексии
51
Нормативно-правовое регулирование лицензирования в образовании.
Рекомендации для руководителей организаций, ведущих образовательную
деятельность.
61
Решение новых педагогических задач. Условия осмысления
действительности для получения новых результатов. Причины
затруднений в освоении навыка рефлексии.
Консультации
Е.Л. Болотова 66
Аттестация по должности педагог-психолог. Формы прохождения
аттестации для учителей. Программы элективных курсов. Расписание
уроков в соответствии с санитарными нормами. О приёме на работу
учителя без педагогического образования. Контрольные работы по
разным предметам. В каких случаях старший вожатый, социальный
педагог, психолог могут выполнять обязанности классного руководителя.
С.Б. Хмельков 70
Назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Оплата за трудовую книжку при трудоустройстве. Обращение
в комиссию по трудовым спорам. Гарантии прав граждан в области
пенсионного обеспечения.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Л.А. Ясюкова
Качество образования:
остановить падение, или
о ч¸м писал Л.С. Выготский
О.А. Решетникова,
М.Ю. Демидова
Новые подходы к разработке
контрольных измерительных
материалов
73
Инновации в системе образования с позиций теории Л.С. Выготского.
Снижение качества образования, вызванное инновациями. Негативное
влияние современных программ начальной и средней школы на
интеллектуальное и личностное развитие учащихся.
82
Перспективы федеральной системы оценивания результатов образования.
Планируемые изменения.
3
Народное образование 9’2015
Стр.5