ПРО ЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ на основе ФГОС1 Марк Максиович Поташик, действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук e-mail: mark.potashnik@mail.ru Михаил Влаиирович Левит, заместитель директора гимназии № 1514 г. Москвы, кандидат педагогических наук Что олжо быть результато учебого проекта? <...> Авторы отвечают: ля учеика — уеие проектировать, ля учителя как оргаизатора работы и эксперта — вешего аблюателя — появлеие ового(!) проукта, облаающего опреел¸ыи потребительскии свойстваи. результат учебного проекта исследовательский проект личностные результаты предмет исследования Примеры Рассмотрим два примера: отрицательный, который покажет нам, в чём именно проявляется профанация проектирования, и положительный, где есть настоящий проект. <...> Пример отрицательный Проект заявлен как социально-педагогический, групповой: «Поста100 формулировка темы новка на школьной сцене бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». <...> Тема не содержит проблемы (а значит, не будет и новизны продукта). <...> Начало см. в № 8, 2015 г. Народное образование 9’2015 ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ неконкретно. <...> На школьной сцене можно организовать выступление приглашённой профессиональной труппы, родителей, театрального кружка, классного коллектива и т.п. <...> В формулировке темы не содержится ничего, что указывало бы на уникальность (или хотя бы особенность), новизну проектируемого продукта. <...> Подчеркнём — не исполнителя, воспроизводящего образец, а именно проектировщика, задумавшего новый(!) продукт. <...> И даже сами ученики придумали сделать такой подарок родной школе (шефам, родителям, любимой учительнице литературы). <...> И даже получили за него как за продукт реализованного проекта первое место на региональном конкурсе, легкомысленно названном организаторами как «Ярмарка проектов». <...> Да — самостоятельная, да — творческая, да — качественная, да — обучающая <...>