ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА
В УНИВЕРСИТЕТЕ <...> В. Т. Титов
Воронежский государственный университет
Для начала напомню о событии, которое уже
ушло в историю российской высшей школы: когда
в 1995 г. Московский государственный университет
после тяжелого периода выживания вырабатывал
программу развития, его ректор академик В. А.
Садовничий счел необходимым поставить перед
коллективом проблему гуманитарного образования
как приоритетную в деятельности университета [1]. <...> Воронежский государственный университет
связывают с Московским университетом давние
и многоаспектные контакты. <...> Реализация гуманитарной составляющей образования и воспитания как раз и является одной из
действующих и развивающихся университетских
традиций. <...> Факультеты Воронежского государственного университета
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Естественно-научные
Биолого-почвенный
Географии и геоэкологии
Геологический
Математический
Kомпьютерных наук
Прикладной математики, информатики и механики
Фармацевтический
Физический
Химический
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Гуманитарные
Журналистики
Исторический
Международных отношений
Романо-германской филологии
Филологический
Философии и психологии
Экономический
Юридический
© Титов В. Т., 2006
#
СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. <...> Коллективы кафедр стремятся к тому, чтобы
лекции по гуманитарным дисциплинам носили
проблемный характер, а семинарские и практические занятия были разнообразны по форме (деловые игры, проблемные ситуации, обсуждение результатов самостоятельной работы студентов, дискуссии и т.д.), обязательно включали в себя творческий элемент деятельности, предусматривали
обратную связь преподавателей со студентами. <...> Она
ведется на основе «Концепции воспитания» —
документа, принятого Ученым советом, позволяющего комплексно и с использованием всего
многообразия методов и форм охватить максимальное число студентов, привлечь их к творческому участию, откликаться <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Проблемы_высшего_образования_№2_2006.pdf
№2, 2006 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
• В.Т. Титов
ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В УНИВЕРСИТЕТЕ
• М.В. Дюжакова, В.В. Подколзин
ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В РОССИИ И США
• В.В. Тулупов, О.В. Сидельникова
ОБРАЗОВАНИЕ И ЖУРНАЛИСТИКА
• Н.Л. Романова
РОЛЬ ФАКУЛЬТЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• B.М. Соколинский
О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
• М.И. Ситникова
ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Н.И. Миронова
КУРС "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ" В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ
• C.Г. Кадменский
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
• И.С. Суровцев, В.И. Бахметьев, Б.П. Буравков, А.С. Фаустов, Ю.С. Сербулов, В.К. Битюков, С.А. Антипов,
В.А. Зайцев, В.Г. Артюхов, Л.Н. Хицова, А.И. Шашкин, В.А. Шапошник, Е.Г. Гончаров
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
II. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ
• С.М. Годник, Г.В. Дудецкая
УРОКИ ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ИЗ ОПЫТА
СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И ВУЗА
• А.В. Сеничкина
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
• Г.М. Анохина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В ТЕХНОЛОГИИ
АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
• А.В. Могилёв, А.В. Силина
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА
Стр.1
• А.Г. Сарычев
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
III. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
• И.Н. Смирнова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ К
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
СПЕЦКУРСА
• Е.Л. Луценко
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В
СОЦИУМ
• Т.В. Бондарева
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
• Е.В. Руленкова, А.В. Петухова
ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
• З.И. Котельникова
ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
V. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
• В.И. Панова
"ЛЕТОПИСЬ НЕСТОРА" КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX
ВЕКОВ
• П.А. Черенкова, Е.П. Черенкова, В.Д. Овсянников, Л.А. Битюцкая, Е.И. Деревягина, М.В. Катов, З.П.
Дедяева, Т.В. Делуц
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
НАСЛЕДИИ
• М.М. Богданович
СУДЬБА БИБЛИОТЕКИ
• Т.И. Буковшина
БИБЛИОТЕКА ВУЗА КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Стр.2
I. ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
I. ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА
В УНИВЕРСИТЕТЕ
Â. Ò. Титов
Воронежский государственный университет
Для начала напомню о событии, которое уже
ушло в историю российской высшей школы: когда
в 1995 г. Московский государственный университет
после тяжелого периода выживания вырабатывал
программу развития, его ректор академик В. А.
Садовничий счел необходимым поставить перед
коллективом проблему гуманитарного образования
как приоритетную в деятельности университета [1].
Жизненная практика подтвердила правомерность
такого подхода. Прошедшие годы не только не
снизили его актуальность, а лишь усилили ее,
вновь подтвердив флагман-скую роль МГУ им. М.
В. Ломоносова для всей высшей школы страны.
Воронежский государственный университет
связывают с Московским университетом давние
и многоаспектные контакты. Его опыт помог нам
в свете современных требований более глубоко
подойти к вопросам гуманитарной подготовки будущих
специалистов, рассматривая ее как значимую
и неотъемлемую составляющую формирования
личности выпускника университета, в какой
бы сфере ему не пришлось трудиться [2].
Большим преимуществом университета классического
типа, как известно, является наличие в
нем примерно равного количества факультетов
гуманитарного и естественно-научного профиля,
что обеспечивает возможности их взаимодействия
и интеграции. Стало общепризнанным фактом,
что университет это не конгломерат различных
факультетов, а их сотрудничество на основе общих
традиций, общих целей и задач, коллективно
выработанных и принятых путей их решения.
¹
ï/ï
Естественно-научные
1 Биолого-почвенный
2 Географии и геоэкологии
3Геологический
4 Математический
5 Kомпьютерных наук
6 Прикладной математики, информатики и механики
7 Фармацевтический
8 Физический
9 Химический
© Титов Â. Ò., 2006
5
Реализация гуманитарной составляющей образования
и воспитания как раз и является одной из
действующих и развивающихся университетских
традиций. Ее носителями выступают преподаватели
и студенты-старшекурсники, аспиранты, сотрудники
и выпускники. Мы стремимся, чтобы восприятие
этой составляющей начиналось еще на довузовском
уровне, раскрывалось перед абитуриентами
через понимание значимости общекультурных и
гражданских ценностей, через приобщение к истории
университета и факультетов, через общение с
ведущими университетскими преподавателями. Механизмы
этой работы проверены временем: двусторонние
договоры о сотрудничестве со школами,
занятия, которые проводят со школьниками ведущие
ученые университета, консультации для учителей,
посещение учащимися университетских музеев
(а их в университете восемь), деятельность научного
общества учащихся, научно-методические и
научно-практические конференции, выпуск литературы
для учителей и учащихся.
Мы исходили из того, что, став студентами,
вчерашние школьники после такой предварительной
подготовки быстрее входят в саму атмосферу
университетской жизни, перестают воспринимать
ее сугубо прагматически, менее болезненно
адаптируются к университетским требованиям.
На младших курсах большое значение мы
придаем преподавателям-кураторам студенческих
групп, одной из важных функциональных задач
которых является приобщение студентов к передовым
университетским традициям.
Факультеты Воронежского государственного университета
¹
ï/ï
Гуманитарные
1 Журналистики
2 Исторический
3
Международных отношений
4 Романо-германской филологии
5 Филологический
6 Философии и психологии
7 Экономический
8 Юридический
Стр.3