РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ ВЫПУСК 17 Научное издание Екатеринбург, Тверь – 2017 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ ВЫПУСК 17 Научное издание Екатеринбург, Тверь – 2017 УДК 821.161-1 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45 Р 66 РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: кандидат филол. наук М. Б. ВОРОШИЛОВА доктор филол. наук, профессор Ю. В. ДОМАНСКИЙ ст. преподаватель Е. Э. НИКИТИНА кандидат филол. наук О. Э. НИКИТИНА Р 66 Русская рок-поэзия: текст и контекст [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. <...> Статьи семнадцатого выпуска сборника «Русская рок-поэзия: текст и контекст» посвящены различным аспектам филологического изучения рок-культуры. <...> 7 Основные принципы дешифровки когнитивно-прагматической программы в пространстве рок-культуры……………… 12 Перформативная формула «я знаю» в русской рок-поэзии 1990-х гг…………… 19 Третья песенность………………………… 25 Эстетизация протеста средствами музыки в российском роке 1990–2000-х гг………… 36 Встреча в пространстве вольнолюбивой поэзии. <...> Александр Башлачёв и Артюр Рембо……………………………… 46 Метафора душевной боли как программа поэта: Сергей Есенин, Боб Дилан, Майк Науменко……………………………. <...> 106 Бытийная тематика в альбоме «Ключ к шифру» группы «Сплин»……… 112 Культурный код в структуре биографического мифа (на материале поэтического сборника С. Я. Сургановой «Тетрадь слов»)………… 121 Сказочные эпизоды лирического романа «Агата Кристи». <...> 128 «Только сказочка хуёвая.»: потеря детства как центральный мотив в текстах Янки Дягилевой……………………………. <...> Образы телесного в поэзии Егора Летова……………………… 173 Долгая счастливая жизнь: Геннадий Шпаликов, Егор Летов, Борис Хлебников……………………………. <...> 213 Мирослав Немиров: инструкция по выживанию……………………………… 221 Поэзия Мирослава Немирова как рок-текст: к постановке <...>
Русская_рок-поэзия_текст_и_контекст_№1_2017.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Ю. Э. Пилюте
Калининград
Д. И. Иванов
Гуанчжоу
А. Ю. Конкина
Нижний Новгород
В. А. Гавриков
Брянск
Г. Ю. Квятковский
Челябинск
С. В. Свиридов
Калининград
А. Н. Ярко
Севастополь
С. А. Петрова
Санкт-Петербург
Е. Э. Никитина
Тверь
Г. А. Шпилевая
Воронеж
Н. П. Беляева
Воронеж
В. А. Курская
Москва
Статус автора в рок-поэзии:
постановка проблемы и пути решения…….
7
Основные принципы дешифровки
когнитивно-прагматической программы
в пространстве рок-культуры……………… 12
Перформативная формула «я знаю»
в русской рок-поэзии 1990-х гг…………… 19
Третья песенность………………………… 25
Эстетизация протеста средствами музыки
в российском роке 1990–2000-х гг………… 36
Встреча в пространстве вольнолюбивой
поэзии. Александр Башлачёв
и Артюр Рембо……………………………… 46
Метафора душевной боли как программа
поэта: Сергей Есенин, Боб Дилан,
Майк Науменко……………………………...
Ум и безумие в текстах В. Р. Цоя…………..
56
65
«Возвращение Огненного Шута»:
к вопросу о биографическом мифе
Константина Кинчева………………………. 70
Восприятие литературоведением
творчества Ю.Ю. Шевчука: pro et contra…..
81
Художественная логика альбома
Ю. Шевчука «Иначе»………………………. 88
Цвет в творчестве Эдмунда Шклярского….
98
4
Стр.5
З. Г. Харитонова
Казань
Т. С. Кожевникова
Карабаш
А. С. Афанасьев
Казань
О. Э. Никитина
Тверь
М. К. Мюллер
Базель
К. Ю. Пауэр
Москва
Д. О. Ступников
Москва
О. Р. Темиршина
Москва
Ю. В. Доманский
Москва
Д. Л. Карпов
Ярославль
А. В. Кузнецов
Тюмень
О. А. Долгих
Тюмень
Песня Ф. Чистякова «Кошка и человек»
как пример литературной саморефлексии
в русской рок-поэзии………………………..
106
Бытийная тематика в альбоме
«Ключ к шифру» группы «Сплин»……… 112
Культурный код в структуре
биографического мифа
(на материале поэтического сборника
С. Я. Сургановой «Тетрадь слов»)………… 121
Сказочные эпизоды лирического романа
«Агата Кристи». Часть 1……………………. 128
«Только сказочка хуёвая...»: потеря детства
как центральный мотив в текстах
Янки Дягилевой……………………………...
Урбанистический пейзаж в поэзии
Янки Дягилевой……………………………...
От звездопада до прекрасного далёка
(пять заветных образов-символов
сибирского экзистенциального панка)……..
136
145
151
Поэтика деформации. Образы телесного
в поэзии Егора Летова……………………… 173
Долгая счастливая жизнь:
Геннадий Шпаликов, Егор Летов,
Борис Хлебников……………………………. 188
Роман Ю. Мамлеева «Шатуны»
как претекст стихотворения Е. Летова
«Вселенская большая любовь»……………..
213
Мирослав Немиров: инструкция
по выживанию……………………………… 221
Поэзия Мирослава Немирова
как рок-текст: к постановке проблемы……. 228
5
Стр.6
Т. М. Михалева
Москва
Н. А. Демичева
Москва
Т. А. Михайлова
Севастополь
Н. С. Разницына
Тверь
М. А. Бердникова
Москва
Я. Садовски
Краков
Г. В. Шостак
Брест
М. Н. Крылова
Зерноград
А. В. Третьяков
Екатеринбург
Приложение
Д. О. Ступников,
Н. А. Демичева
Москва
Песни-посвящения группе «Король и Шут»
и Михаилу Горшенёву……………………… 308
Тема безумия в творчестве группы
«Король и Шут»……………………………..
Интертекстуальность в творчестве группы
«Тараканы!»…………………………………..
235
245
Интертекст в песне «Платье в горошек»
группы «Ундервуд»…………………………. 253
Мотив пути как лейтмотив альбома
«Дорога сна» группы «Мельница»…………. 260
«Героический» концерт группы «Ю-Питер»
«Труби, Гавриил!» как цикл………………...
268
«Взломщик» в контексте культуры
перестроечной модели………………………. 278
Через богоборчество – к богоискательству
(на материале творчества Бранимира)……...
286
Древнерусская литература как источник
для рэп-культуры: анализ одной песни
группы «Каста»……………………………… 295
Лирика американского блюза………………. 302
6
Стр.7