УЧРЕДИТЕЛИ:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
факультет иностранных языков и регионоведения МГУ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
ТЕР-МИНАСОВА С.Г. (главный редактор) — доктор филологических наук, профессор,
президент факультета иностранных языков и регионоведения, зав. кафедрой
теории преподавания иностранных языков
МОЛЧАНОВА Г.Г. (зам. главного редактора) — доктор филологических наук, профессор,
и.о. декана факультета иностранных языков и регионоведения, зав. кафедрой
лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации
ЗАГРЯЗКИНА Т.Ю. (отв. секретарь) — доктор филологических наук, профессор,
зав. кафедрой французского языка и культуры
ВИШНЯКОВА О.Д. — доктор филологических наук, профессор; ЗАПОЛЬСКАЯ Н.Н. —
доктор филологических наук, доцент; ЗАХАРОВ В.В. — доктор исторических наук,
профессор; КИТАЙГОРОД СКАЯ Г.А. — доктор педагогических наук, профессор; КОМАРОВА
А.И. — доктор филологических наук, профессор; МИЛОСЛАВСКИЙ И.Г. —
доктор филологических наук, профессор; ПАВЛОВСКАЯ А.В. — доктор исторических
наук, профессор; ПОЛУБИ ЧЕНКО Л.В. — доктор филологических наук,
профессор; ПРОШИНА З.Г. — доктор филологических наук, профессор; РАЕВСКАЯ
М.М. — доктор филологиче ских наук, доцент; ШЕВЛЯКОВА Д.А. — доктор
культурологии, доцент; ЯКОВЛЕВА Е.Б. — доктор филологических наук, профессор
Редактор И.В. Краснослободцева
Адрес редакции:
125009, Москва, ул. Б. Никитская, 5.
Тел.: 8-495-697-31-28.
117192, Москва, Ломоносовский просп., д. 31, корп. 1.
Тел.: 8-495-734-03-10. Факс: 8-495-932-88-67. Е-mail: vestnik19@yandex.ru
Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ.
Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ.
Свидетельство о регистрации № 016651 от 7 октября 1997 г.
Подписано в печать 25.07.2016. Формат 60×90 1/16. Бумага офсетная.
Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 11,0. Уч.-изд. л. 10,14.
Тираж 210 экз. Изд. № 10634. Заказ №
Издательство Московского университета.
119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 15
(ул. Академика Хохлова, 11)
Тел.: (495) 939-32-91; e-mail: secretary@msupublishing.ru
Отпечатано: Публичное акционерное общество «Т8 Издательские Технологии».
109316, Москва, Волгоградский проспект, дом 42, корпус 5.
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2016
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Молчанова Г.Г. Когнитивная лингвоэкология и лингвотоксичность:
как защитить язык от человека? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Афинская З.Н. L’hospitalité/l’hostilité — случай когнитивного диссонанса . . 15
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Яковлева Е.Б. Фонетика английского языка как наука, учебная дисциплина
и искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Gorodetskaya L.A., Kozhevnikova L.A. Using CLIL Approach in Primary and
Secondary School Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Ян Кэ. Мультимедиа и Интернет в обучении русской общественно-политической
лексики, выражающей китайскую специфику (на примере
учебного курса «Чтение прессы на русском языке» в китайских
вузах) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ЯЗЫК. ПОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРА
Загрязкина Т.Ю. Этнодискурс в пространстве языка и культуры . . . . . . . 52
Бичарова М.М. Жанровая констелляция в системе массово-информационного
дискурса .
.
.
.
.
.
.
.
.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Калуцков В.Н. «Неогеография мира» — новый курс по выбору для регионоведов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Калякина А.В. Тенденции развития русского общества в XIX в. и процесс
создания Национального музея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУР
Комков О.А. IMAGO HOMINIS: концепции человека в истории европейской
культуры. Ч. 3: Раннее христианство. Патристика . . . . . . . 108
Давыдов А.А. Проблема восприятия восточных европейцев в американских
расовых теориях 1914–1924 гг. (на примере работ Л. Стоддарда
и М. Гранта) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Михайлова Е.М. Эволюция понятия «дизайн» в английской и русской
культурах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Федорова Т.Ю. Автобиографический жанр в XXI в.: стиль повествования
и способ выстраивания диалога с читателем . . . . . . . . . . . . . 141
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ
Жданова В.Г. Женская мода в России в XVIII — начале XIX в. в живописи . 149
Сухина Е.И. Интермедиальность в австрийской культуре начала ХХ в. . . 155
НАША НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ (КОНФЕРЕНЦИИ, РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ)
Богданова Л.И. Славянское словообразование: новые подходы и решения . . 167
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 66
Попкова А.В. Метафоричность водного пространства: сравнительный
анализ русского и английского языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 39
. 125
Стр.6
CONTENTS
COGNITIVE STUDIES
Molchanova G.G. Cognitive lingvoecology and lingvotoxicity: how to protect
the language from the man? .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . 7
Afinskaya Z.N. L’hospitalité/l’hostilité: a case of cognitive dissonance . . . . . . . 15
CURRENT PROBLEMS OF LANGUAGE EDUCATION
Yakovleva E.B. English phonetics as a science, an academic subject area and
an art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Gorodetskaya L.A., Kozhevnikova L.A. Using CLIL Approach in Primary and
Secondary School Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Yan Ke. The Multimedia and the Network in Teaching Russian Social-Political
Vocabulary for the Specific Features of Chinese Social-Political Culture
(Using “Selected Readings of the Russian Press” as the Material) .
.
.
LANGUAGE. COGNITION. CULTURE
Zagryazkina T.Yu. Ethnodiscourse in the Space of Language and Culture .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Bicharova M.M. Genre Constellation in the System of Mass-Information
Discourse .
.
.
REGIONAL STUDIES
Kalutskov V.N. “Neogeography of the World” – a New Selective Course for
Regionalists .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
THE COMPARATIVE STUDY OF CULTURES
Komkov O.A. IMAGO HOMINIS: the concepts of man in history of the
European culture. Part 3: Early Christianity. Patristics. .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 108
Davydov A.A. The problem of the perception of Eastern Europeans in the
American racial theories of 1914–1924 (the works of L. Stoddard and
M. Grant) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Mihaylova E.M. Evolution of the “Design” Concept in the English and
Russian Cultures .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
TRADITION AND MODERN TRENDS IN CULTURE
Zhdanova V.G. Women’s Fashion in Russia in the 18th – Early 19th Centuries
in Painting. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Suhina E.I. Intermediality in the Austrian culture of the early 20th century . . . 155
OUR ACADEMIC LIFE (CONFERENCES, REVIEWS)
Bogdanova L.I. The Slavic word formation, new approaches and solutions . . . 167
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 82
Kalyakina A.V. Tendencies of the development of the Russian society in the
19th century and the creation of the National Museum . . . . . . . . . . . . . 94
.
.
.
.
.
.
. 39
. 52
. 66
Popkova A.V. The metaphoricity of water: a comparative analysis of the Russian
and the English languages. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
. 133
Fedorova T.Yu. The autobiographi cal genre in the 21st century: the narrative
style and the method of building a dialogue with the reader . . . . . . . . . . 141
Стр.7