ББКУДК 658:004
Авторы:
65.290-2:32.81
Е80
Ершова Н. А., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики Российского
государственного университета правосудия;
Миронова О. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Российского
государственного университета правосудия;
Сергеева Н. В., старший преподаватель кафедры экономики Российского государственного
университета правосудия.
Рецензенты:
Ловцов Д. А., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного
права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия;
Станковская И. К., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и
менеджмента Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.
Е80
Ершова Н. А., Миронова О. В., Сергеева Н. В.
Трансформация модели управления в условиях цифровой экономики :
монография. – Москва : Блок-Принт, 2023. – 200 с.
Цифровая трансформация экономики приводит к кардинальным изменениям в бизнесе
и обществе и требует перенастройки всех социально-экономических институтов. Такие радикальные
изменения касаются в том числе и экономической науки, менеджмента, бросая
вызов традиционным, сформированным в доцифровую эпоху экономическим законам и
инструментам менеджмента.
ISBN 978-5-6049623-3-6
Современная динамично развивающаяся среда ставит перед собой новые задачи. Развитие
технологий, автоматизация и множество ускоренных процессов, протекающих во внешней
среде, предполагают изменение различных подходов к управлению бизнесом. Использование
стандартных методов уже не позволяет добиться лидерства и успеха на рынке. В монографии
рассматриваются проблемы и ключевые аспекты цифровой трансформации. Дается характеристика
изменений систем управления предприятиями в цифровой экономике.
Полученные результаты исследования вносят вклад в развитие теории менеджмента и
антикризисного управления в эпоху цифровой экономики, а также определяют дальнейшие
направления теоретического и практического развития этих научных дисциплин.
Законодательство приведено по состоянию на июль 2022 г.
ББКУДК 658:004
Изображение на обложке foxaon1987 / Shutterstock.com
Научное издание
ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Монография
МироНова ольга владиславовНа,
сЕргЕЕва НадЕжда владиМировНа
Ершова Наталья аНатольЕвНа,
Печать цифровая. Печ. л. 12,5. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №./16
Подписано в печать 07.03.2023. Формат 60×90 1
65.290-2:32.81
ISBN 978-5-6049623-3-6
© Ершова Н. А., Миронова О. В., Сергеева Н. В., 2023
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...........................................................................................................................3
Глава 1
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ВЫЗОВЫ,
ТРЕНДЫ ИНОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
1.1. Институциональная среда развития цифровой
экономики ....................................................................................................6
1.2. Анализ развития цифровой экономики
вРоссийской Федерации .................................................................... 15
1.3. Методы государственного регулирования
инновационной деятельности вусловиях
становления цифровой экономики ................................................ 18
Глава 2
ЭКОНОМИКА ИМЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЙ ВУСЛОВИЯХ
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Повышение эффективности деятельности
промышленного предприятия вусловиях
цифровых технологий .......................................................................... 21
2.2. Подходы кразвитию инструментария
планирования на предприятии вусловиях
цифровизации экономики .................................................................. 28
2.3. Исследование влияния цифровой трансформации
экономики РФ на налоговые доходы бюджета ......................... 36
Глава 3
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
ВУСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
3.1. Эволюция концепций регионального развития ........................ 43
Стр.193
194
Оглавление
3.2. Социально- экономическая сущность иформы
реализации цифровой экономики .................................................. 48
3.3. Цифровая трансформация отраслей экономики
исоциальной сферы ............................................................................. 53
Глава 4
БИЗНЕС ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВУСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ
4.1. Возможности иперспективы технологии блокчейн ................ 60
4.2. Области цифровой трансформации ............................................... 64
4.3. Цифровая трансформация бизнеса вразличных
отраслях ......................................................................................................67
Глава 5
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМАРКЕТИНГ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО БИЗНЕСА
5.1. Платформы как инновационные модели
организации высокотехнологичного бизнеса ............................ 75
5.2. Бизнес- модели компаний на базе платформ ..............................77
5.3. Макромодели прогнозирования инновационного
развития экономики России имаркетинг
высокотехнологичных продуктов иинноваций как
инструмент повышения конкурентоспособности
вусловиях цифровой экономики .................................................... 81
Глава 6
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ВУСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ИРИСКА НА ОСНОВЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
6.1. Системы инновационного менеджмента как
один из факторов повышения эффективности
иустойчивости организации при прогнозировании
деятельности предприятия вусловиях
неопределенности ириска цифровой экономики .................100
6.2. Инновационная трансформация развития
человеческого капитала как ключевой
фактор оптимизации проектов освоения
Стр.194
Оглавление
195
высокотехнологичной продукции вусловиях
неопределенности ...............................................................................127
6.3. Мотивационно- ценностные установки
управленческого персонала вструктуре принятия
эффективных управленческих решений ....................................160
Заключение ................................................................................................................188
Список литературы ..................................................................................................190
Стр.195
CONTENTS
Introduction ......................................................................................................................3
Chapter 1
DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY: CHALLENGES,
TRENDS AND NEW OPPORTUNITIES
1.1. Institutional environment of digital economy
development ................................................................................................6
1.2. Analysis of the development of the digital economy
in the Russian Federation ................................................................... 15
1.3. Methods of state regulation of innovation activity in
the conditions of the formation of the digital economy ........... 18
Chapter 2
ECONOMICS AND MANAGEMENT OF ENTERPRISES IN THE
DIGITAL ECONOMY
2.1. Improving the effi ciency of an industrial enterprise
in the digital environment .................................................................. 21
2.2. Approaches to the development of planning tools at
the enterprise in the conditions of digitalization of
the economy ............................................................................................. 28
2.3. Investigation of the impact of the digital
transformation of the Russian economy on the tax
revenues of the budget ......................................................................... 36
Chapter 3
DEVELOPMENT OF REGIONAL AND SECTORAL ECONOMY
IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
3.1. Evolution of regional development concepts ................................ 43
Стр.196
Contents
197
3.2. Socio-economic essence and forms of
implementation of the digital economy .......................................... 48
3.3. Digital transformation of economic and social
sectors.......................................................................................................... 53
Chapter 4
HIGH-TECH BUSINESS IN THE CONTEXT OF DIGITAL
TRANSFORMATION
4.1. Opportunities and prospects of blockchain technology ................ 60
4.2. Areas of digital transformation ............................................................... 64
4.3. Digital transformation of business in various
Chapter 5
STRUCTURAL ORGANIZATION AND MARKETING
OF HIGH-TECH BUSINESS
5.1. Platforms as innovative models of high-tech
business organization ........................................................................... 75
5.2. Business models of companies based on platforms ...................77
5.3 Macro models for forecasting innovative
development of the Russian economy and marketing
of high-tech products and innovations as a tool to
increase competitiveness in the digital economy ........................ 81
Chapter 6
FORECASTING THE ACTIVITIES OF AN ORGANIZATION IN
CONDITIONS OF UNCERTAINTY AND RISK ON THE BASIS
OF INNOVATIVE TRANSFORMATION OF HUMAN CAPITAL
DEVELOPMENT
6.1. Innovation management systems as one of the
factors of increasing the effi ciency and sustainability
of the organization in predicting the activities of an
enterprise in conditions of uncertainty and risk of
the digital economy .............................................................................100
6.2. Innovative transformation of human capital
development as a key factor in optimizing projects
for the development of high-tech products under
conditions of uncertainty ....................................................................127
industries .....................................................................................................67
Стр.197
198
Contents
6.3. Motivational and value attitudes of management
personnel in the structure of effective management
decision-making in conditions of uncertainty on
the innovative development of human capital as a
source of economic growth ...............................................................160
Conclusion ...................................................................................................................188
References ....................................................................................................................190
Стр.198