№ 2 Е.И. Сухина ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ В АВСТРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА ХХ в. <...> Помимо органичной попытки синтеза искусств в противостоянии хаосу, интермедиальность оказывается мощным средством отчуждения. <...> Моделирование культурного пространства в значительной степени осуществляется под влиянием различных сфер искусства, в ходе их взаимодействия и взаимопреображения — иными словами, под знаком интермедиальности. <...> Исследование интермедиальности активно ведется и в настоящее время, раскрывая новые грани соответствующего понятия: теоретический концепт, методология, авторская стратегия, художественный прием и т.д. <...> В.Г. Зусман пишет в связи с этим о музыкальности и театральности как о «составляющих австрийской ментальности и культуры», указывая на тесную взаимосвязь между музыкальностью и «способностью вслушиваться в других»1, а также между театральностью и «способностью играть, перевоплощаться, ощущать себя другим», которая «. в эпоху барокко глубоко укоренилась в австрийцах»2. <...> В преддверии войны, в предчувствии и предвосхищении ужасов меняющегося до неузнаваемости мира интермедиальность с новой силой и, что особенно важно, в новом качестве заявляет о себе в творчестве мастеров, работающих в различных сферах искусства: Арнольда Шёнберга, Эгона Шиле, Оскара Кокошки, Гуго фон Гофмансталя, Георга Тракля, Артура Шницлера и других. <...> С одной стороны, на переломе эпох — в период смены культурных парадигм — особое значение интермедиальности обусловлено 1 Зусман В.Г. «Вникание/вчувствование» как концепт австрийской культуры // Вопросы филологии. <...> Georg Trakl and his Poetic Persona: On the Relationship Between Author and Work // Williams E. <...> Как это ни парадоксально, использование в рамках одного художественного произведения выразительных средств, заимствованных из других видов искусства, привлечение совокупного «цитатного» потенциала иных «медиумов», мультимедийность создаваемых образов и картин позволяет многократно усилить эффект отчуждения <...>