№ 2 ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ В.Г. Жданова ЖЕНСКАЯ МОДА В РОССИИ В XVIII — НАЧАЛЕ XIX в. <...> В ЖИВОПИСИ Женская мода в России в XVIII — начале XIX в. претерпела значительные изменения, отразив усиление роли женщины в обществе. <...> Этот социальный процесс подчеркивает значительный рост интереса живописцев к теме женского образа и моде как неотъемлемой его составляющей. <...> Ретроспективное представление о моде ушедших веков невозможно без обращения к творчеству художников, стремившихся воссоздать в своих произведениях современную им жизнь, с ее обычаями, различными образами, повседневными ситуациями. <...> Живопись в полной мере можно считать истинным зеркалом женской моды на протяжении практически всей истории человечества. <...> Вместе с тем к этому времени относится становление русской художественной школы, представители которой в своих работах демонстрировали изменения во внешнем облике женщины, что, в свою очередь, отражало движения внутри самого общества. <...> Представление о моде, в том числе женской, в предшествующие столетия можно почерпнуть из археологических источников, описаний различных авторов, средневековых руководствах по ведению хозяйства и поведению женщины типа Домостроя, отчасти из произведений иконописи, а также немноЖданова Валентина Геннадиевна — преподаватель кафедры французского языка и культуры факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> В XVII в. появляется русская портретная живопись парсуна. <...> В некоторых художественных произведениях того времени по-прежнему отражалась иконописная традиция с ее требованиями к сухим идеализированным ликам и плоскостной застывшей одежде1, а в некоторых случаях эта традиция даже усиливалась. <...> Во многом под влиянием иностранных живописцев, которые работали в России в это время, черты лиц и элементы одежды становятся более объемными, появляется фактурность, рельефность. <...> Если раньше художники изображали, скорее <...>