Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 2 (59) 2015
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2015
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À. Í. Чумаков
Н.М. Чуринов
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
À. Æ. Жафяров
А. А. Корольков
Á. Î. Майер
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
È. À. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе НГПУ
Î. Í. Смолин
Â. Ñ. Ñò¸ïèí
Â. Â. Целищев
Я. С. Турбовской
доктор философских наук, заместитель председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово главного редактора журнала......................................................................................... 3
Раздел I
ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Князев Н. А., Буянкина Р. Г. (Красноярск). Философия образования
как особый познавательный проект .............................................................................. 5
Карпов А. О. (Москва). Генезис концепции исследовательского
образования: от Канта до общества знаний ............................................................ 17
Абрамова М. А. , Крашенинников В. В. (Новосибирск), Либерска Х.
(Быгдош, Польша), Фарника М. (Зелена Гура, Польша).
Трансляция культуры и/или развитие в деятельности: германороссийская
и англо-саксонская модели образования ........................................... 37
Чекалева Н. В., Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б. (Омск). Проблематика
исследований педагогического образования в публикациях
российских ученых XXI века ............................................................................................. 46
Пугачёв А. В. (Новосибирск). Проблемы формирования
отдельных качеств преподавателя
в правовом образовательном пространстве ............................................................ 58
Раздел II
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ, ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
И МЕДИАВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Наливайко Н. В., Косенко Т. С. (Новосибирск). Поиск ценностных основ
воспитания в современном российском образовании ....................................... 66
Стр.1
Пфаненштиль И. А., Яценко М. П., Борисенко И. Г. (Красноярск).
Социально-философские аспекты проблем инженерного образования
в контексте информационной культуры ................................................................... 77
Авдеева Е. А. (Красноярск). Медиавоспитание как ответ
на вызовы нашего времени ............................................................................................... 85
Комова Н. В., Гусаренко В. В., Ноздрин Д. А. (Красноярск). О сохранении
человеческого в человеке и природного в природе ............................................. 93
Раздел III
СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Косентино А. (Италия). Трудная задача: между «оцениванием»
и «проверкой эффективности»..................................................................................... 105
Целищева О. И. (Новосибирск). Наставительная и систематическая
философия в работах Ричарда Рорти ........................................................................ 115
Раздел IV
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Лыгденова В. В., Дашинамжилов О. Б. (Новосибирск). Традиционная
система ценностей современных бурят
(на примере этнической группы баргузинских бурят) ................................... 129
Сундуй Г. Д. (Кызыл). Культура совести в обществе номадов
Центральной Азии ............................................................................................................... 140
Раздел V
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Кравченко К. А. (Новосибирск). Технико-аналитическая грамота
и художественно-образное содержание
как базовые составляющие учебного рисунка..................................................... 148
Спектор Д. М. (Москва). Художественность в контексте эмоциональноэстетического
развития ................................................................................................... 155
Видинеев В. Н. (Нижневартовск). О понятиях «декоративность»
и «академизм» в живописи ............................................................................................. 164
Гагарин Б. Г. (Нижневартовск). Психолого-педагогические аспекты
обучения живописи бакалавров педагогического образования ................ 173
Голосай А. В. (Нижневартовск). Формирование образов представления
в процессе рисования портрета ................................................................................... 181
Раздел VI
КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Сидняев Н. И. (Москва). Гносеологические проблемы
интуитивного мышления в математическом образовании .......................... 190
Яковлева И. В., Фёдорова Н. К., Маргарян С. Л., Струкова С. А.
(Новосибирск). О проблемах волевой саморегуляции студентов
на занятиях физкультурой в вузе
(ценностно-образовательный аспект) ..................................................................... 201
Раздел VII
ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара «Методологические основы современного
диссертационного исследования» .............................................................................. 211
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 224
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редактор
Å. À. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Í. À. Бутин
Набор
Ò. Ñ. Êîñåíêî,
Å. Ñ. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
24.04.2015
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 21,6 л.
Уч.-изд. 23,2 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ №
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 2 (59) 2015
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2015
All rights reserved
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rectorof Novosibirsk
State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences, SciencePro-Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences, Professor, Pro-Rectorof
Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair of the State
Duma Committee on Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Directorof the Institute of Philosophy
and Law of the SiberianBranch of the Russian Academy of
Sciences
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
CONTENT
Letter from the Editor-in-Chief of the journal..........………………………………………………..3
Part I. GENESIS, CONTEMPORARY INTERPRETATION
AND PROGNOSIS OF EDUCATION
Knyazev N. A., Buyankina R. G. (Krasnoyarsk). Philosophy of education
as a special learning project .................................................................................................... 6
Karpov А. О. (Moscow). Genesis of the research education concept:
from Kant to the knowledge society .................................................................................. 18
Abramova M. A., Krasheninnikov V. V. (Novosibirsk), Liberska H.
(Bydgoszcz, Poland), Farnika M. (Zielona Gora, Poland).
Transfer of culture and/or development in activity: the German-Russian
and Anglo-Saxon models of education ............................................................................. 38
Chekaleva N. V., Makarova N. S., Drobotenko Yu. B. (Omsk). Problematics
of the studies on teachers’ education in the publications
of Russian researchers of the XXI century ...................................................................... 47
Pugachev A. V. (Novosibirsk). Problems of formation of some qualities
of the teacher in the legal educational space ................................................................. 59
K
.
K
.
E
.
e g y
B z sy ar r B e. G
.
g a o
a l v
l in n
i
V
A
.
D
.
A
.
o a
v
a
A
G
r
A
.
y
a
Z
k
h
a
.
l
o
Z
A
v
h
.
a
A
fy
.
a
r
K
o
o
B
.
v
r
o
l
’
O
.
k
o
v
V
M a
. P
a
y
e
I l. c n o v
. R a
A S .
N
.
P v n v
y
a a s
n
I
.
r
i
P
f
N
.
N
.
o e k o
e a a sb iy p
h
. R
A
O
.
N
.
S
t
r
n
i
l
m n h
V V. . S T. s S et ie sp hi c
o
l
i
n
l
V
.
Y
a
.
S
.
T
u
E
.
r
e
v
b
o
v
s
k
o
i
V g u i
H C u
U n
A .
.
A
N
.
N
.
M
.
C
h
s oh v a o
. e m n
a a k v
o h r
k
o
v
o
v
a
Стр.3
Part II. VALUE FOUNDATIONS, INFORMATION CULTURE
AND MEDIA-UPBRINGING OF PERSONALITY
Nalivayko N. V., Kosenko T. S. (Novosibirsk). Search of the value foundations
of upbringing in modern Russian education .................................................................. 67
Pfanenshtil I. A., Yatsenko M. P., Borisenko I. G. (Krasnoyarsk). Socialphilosophical
aspects of the problems of engineering education
in the context of information culture ................................................................................. 78
Avdeeva E. A. (Krasnoyarsk). Media-upbringing as an answer
to the challenges of our time ................................................................................................. 86
Komova N. V., Gusarenko V. V., Nozdrin D. A. (Krasnoyarsk). On preservation
of the human in the human being and the natural in nature .................................... 94
Part III. MODERN FOREIGN PHILOSOPHY OF EDUCATION:
THE ISSUES OF EFFICIENCY OF EDUCATION
Cosentino A. (Italy). A difficult task: between «evaluation» and «validation» ...... 106
Tselishcheva O. I. (Novosibirsk). Edifying and systematic philosophies
in Richard Rorty’s works ..................................................................................................... 116
Part IV. ETHNIC AND SOCIAL PROCESSES
AND DEVELOPMENT OF EDUCATION
Lygdenova V. V., Dashinamzhilov O. B. (Novosibirsk). Traditional system
of values of modern Buryats (on the example
of the ethnical group of Barguzin Buryats) .................................................................. 130
Sundui G. D. (Kysyl). The culture of conscience in the society of nomads
in Central Asia .......................................................................................................................... 141
Part V. ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION:
THEORY AND PRACTICE
Kravchenko K. A. (Novosibirsk). Technical-analytical competence
and the artistic-figurative content as the basic components
of the exercise drawing ........................................................................................................ 149
Spektor D. M. (Moscow). Artistry in a context
of emotional-aesthetic development .............................................................................. 157
Vidineev V. N. (Nizhnevartovsk). On the concepts of «decorativeness»
and «academism» in painting ............................................................................................ 165
Gagarin B. G. (Nizhnevartovsk). Psychological and pedagogical aspects
of the painting training of the Bachelors of pedagogical education ................... 174
Golosai A. V. (Nizhnevartovsk). Formation of the images of representation
in the course of portrait drawing ..................................................................................... 182
Part VI. SPECIFIC ISSUES
OF CONTEMPORARY DOMESTIC EDUCATION
Sidnyaev N. I. (Mosсow). Epistemological problems of intuitive thinking
in mathematical education ................................................................................................. 191
Yakovleva I. V., Fedorova N. K., Margaryan S. L., Strukova S. A.
(Novosibirsk). About the problems of students’ volitional self-regulation
at the physical culture classes in the higher education institution
(a value-educational aspect) .............................................................................................. 202
Part VII. INFORMATION
Transcript of the webinar "Methodological foundations
of modern dissertation research" .................................................................................... 211
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 227
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
¹ 2 (59) 2015
The journal is included
in the list
of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
24.04.2015
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 21,6.
Publisher’s
sheets: 23,2.
Circulation
1000 issues.
Order №
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4
СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА
Дорогой читатель, перед вами особенный номер журнала «Философия
образования». Пятнадцать лет прошло с момента его создания, пятнадцать
чрезвычайно трудных, но наполненных творческим и продуктивным
трудом лет. Журнал создавался в условиях постперестроечного
лихолетья, острого кризиса как в сфере образования, так и в российском
социуме в целом. Давление на общественные науки поставило под угрозу
саму возможность существования университетской философии как
учебной дисциплины и как философской профессии педагога. В этой ситуации
остро встал вопрос о создании трибуны, с которой каждый неравнодушный
к судьбе российского образования исследователь мог бы
предложить свое видение решения актуальных проблем. Такой трибуной
стал журнал «Философия образования».
Появление нашего журнала явилось результатом тесного взаимодействия
педагогического сообщества – Новосибирского государственного
педагогического университета – и академической науки – Института философии
и права СО РАН. Кадровой и организационной основой развития
журнала стал Научно-исследовательский институт философии образования
НГПУ. Сейчас невозможно представить существование журнала
«Философия образования» без усилий НИИ, творческого, научного потенциала
его сотрудников, объединяющих и координирующих деятельность
большого числа исследователей как в нашей стране, так и за рубежом.
Стержневыми
направлениями исследований на страницах журнала были
и остаются анализ форм взаимодействия философии и философии образования;
философско-методологическое осмысление становления философии
образования как самостоятельной дисциплины; рассмотрение динамики
взаимодействия образования и культуры как институтов трансформации
и сохранения гуманистических ценностей современного общества
и личности; изучение образования как ценности и ценностей в образовании.
Значительное внимание уделялось исследованию инновационного образования
как философской проблемы; анализу проблем безопасности современной
системы образования; философскому осмыслению специфики
современной государственной политики и правовой регуляции в области
отечественного образования и др. Рассматриваемые в журнале проблемы
за прошедшие 15 лет получили всестороннее развитие в научных статьях
авторов в рамках основной темы «Новая философия образования в условиях
современной информатизации, глобализации и геополитики: проблемы
формирования и сущность концепции».
3
Стр.5