Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия образования  / №2 2015

ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРЫ И/ИЛИ РАЗВИТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ГЕРМАНО-РОССИЙСКАЯ И АНГЛО-САКСОНСКАЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ (330,00 руб.)

0   0
Первый авторАбрамова
АвторыКрашенинников В.В., Либерска Х., Фарника М.
Страниц9
ID358134
АннотацияВ статье анализируются образовательные концепции, ставшие основой формирования англо-саксонской и германо-российской систем образования. Выявляются базовые принципы, специфика их реализации при построении образовательного процесса, разница в восприятии роли педагога. Авторы отмечают, что в концепции дидактического энциклопедизма критериями оценки эффективности образовательной деятельности учащихся стали, прежде всего, объем, системность усвоенных знаний, способность 2015 к анализу, качество гуманитарной подготовки специалистов. Стратегия изложения учебного материала строилась на основе принципа дедукции. Данный подход лег в основу германо-российской системы образования, а также некоторых стран Восточной Европы. В оппозиции к нему находится концепция дидактического утилитаризма – основа англо-саксонской системы образования, для которой характерны реализация деятельностного подхода и акцент на развитии личности в процессе приобретения эмпирического опыта. Существование такой оппозиции в рамках образовательных систем США, России и Европы обусловлено историей развития стран. В настоящее время происходит взаимопроникновение идей, концепций и подходов. В результате чего для англо-саксонской системы становится важным не только формирование опыта, но и определенных знаний индивида, в том числе в области гуманитарной подготовки. Для германо-российской системы образования, наоборот, в последние десятилетия более характерным является отход от принципа фундаментализации образования и усиление внимания к технологии построения образовательного процесса. Подписание странами Европы Болонской декларации лишь усугубило ситуацию пересмотра образовательных парадигм, что может иметь как конструктивные, так и разрушающие последствия для сохранения национальной специфики образовательных систем. В качестве одного из путей гармонизации происходящих изменений выступает идея «Образования через всю жизнь» (или принцип непрерывности образования), которая призвана стать механизмом адаптации индивида и преодоления им трансакционных издержек. Но для реализации данного принципа германо-российская модель образования, призванная ориентировать на фундаментальность знаний, оказалась менее адаптированнной в отличие от англо-саксонской системы образования, где ответственность за полученный образовательный результат всецело возлагается на обучающегося. Таким образом, авторы приходят к выводу, что смена образовательных парадигм не только способствует развитию, но и вполне может стать фактором, обусловливающим утрату системой образования базового принципа осуществления образовательной деятельности – принципа культуросообразности.
УДК37.0
ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРЫ И/ИЛИ РАЗВИТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ГЕРМАНО-РОССИЙСКАЯ И АНГЛО-САКСОНСКАЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / М.А. Абрамова [и др.] // Философия образования .— 2015 .— №2 .— С. 39-47 .— URL: https://rucont.ru/efd/358134 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Фарника ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРЫ И/ИЛИ РАЗВИТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ГЕРМАНО-РОССИЙСКАЯ И АНГЛО-САКСОНСКАЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ∗ М. А. Абрамова, В. В. Крашенинников (Новосибирск), Х. <...> Фарника (Зелёна Гура, Польша) В статье анализируются образовательные концепции, ставшие основой формирования англо-саксонской и германо-российской систем образования. <...> Выявляются базовые принципы, специфика их реализации при построении образовательного процесса, разница в восприятии роли педагога. <...> Авторы отмечают, что в концепции дидактического энциклопедизма критериями оценки эффективности образовательной деятельности учащихся стали, прежде всего, объем, системность усвоенных знаний, способность ∗ Работа выполнена при финансовой поддержке Программы грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых, проект МД-475.2014.6 «Исследовательские университеты в регионах: институциональные, политические и внутрисоциальные факторы развития (на примере федеральных и национальных исследовательских университетов Восточной и Западной Сибири)». <...> E-mail: marika24@yandex.ru Крашенинников Валерий Васильевич – кандидат технических наук, профессор факультета технологии и предпринимательства, Новосибирский государственный педагогический университет. <...> E-mail: vkrash48@mail.ru Либерска Ханна (Liberska Hanna) – доктор психологических наук, директор отдела социальной психологии и исследований молодежи факультета педагогики и психологии, Университет им. <...> E-mail: marzanna@farnicka.pl Abramova Maria Alekseevna – Doctor of Pedagogical Sciences, leading scientific researcher at the Sector of Ethno-Social Research, the Institute of Philosophy and Law, Russian Academy of Sciences, Professor of the Chair of Logic and Methodology of Science, Novosibirsk State University. <...> Liberska Hanna – Doctor of Psychology, Director of Social Psychology and Youth Studies of the Department of Pedagogy and Psychology, Casimir the Great University, Bydgoszcz (Poland). <...> Стратегия изложения учебного материала строилась на основе принципа дедукции. <...> Данный подход лег в основу германо-российской системы образования, а также некоторых стран Восточной Европы. <...> В оппозиции к нему находится <...>