Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия образования  / №2 2015

ТЕХНИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА И ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕБНОГО РИСУНКА (330,00 руб.)

0   0
Первый авторКравченко
Страниц8
ID358145
АннотацияАвтор анализирует содержание учебного рисунка, структура которого включает в себя технико-аналитическую грамоту и художественно-образную составляющую. В изобразительной деятельности эти два начала неделимы. Активизация образного мышления повышает грамотность изображения, а глубокое изучение научных основ учебного рисунка помогает в создании убедительного художественного образа. В статье отмечается, что процесс обучения рисунку строится на развитии таких психических познавательных процессов, как восприятие и мышление. Процесс восприятия основывается на задачах изображения. Результаты восприятия перерабатываются с помощью мыслительных операций. В учебном рисунке процесс изображения построен на постоянном сочетании анализа и синтеза. Изображая с натуры какой-либо объект, студент анализирует конструкцию формы, пространственное положение, распределение светотени и другие особенности и закономерности модели. Результатом анализа является абстрагирование одного или нескольких свойств или признаков изучаемого явления. Вместе с тем абстрагирование не есть самоцель, а лишь средство познания целого, за абстрагированием следует обобщение как результат синтеза. Отсутствие художественного обобщения, объединяющего все признаки и свойства натуры, связывающего их в целостный художественный рисунок, объясняет характерную для многих рисунков разбросанность, хаотичность, композиционную несобранность. Задача педагога в процессе обучения рисунку – направить внимание студента от живого наблюдения к абстрагированию, например, от внешней формы натуры к ее конструкции, пропорциям, внутренней ритмической организации, которые определяют характер сложной формы. При рисовании с натуры студент должен научиться сочетать результаты живого созерцания и абстрактного мышления. Постигая технико-аналитическую сторону процесса изображения, необходимо понимать, что она не должна быть единственной задачей обучения, особенно на старших курсах, когда закладываются основы творческого отношения к изобразительному искусству. Возможности приобретения изобразительной грамоты в процессе творчества значительно расширяются, важно только обеспечить его проблемными ситуациями познавательного характера, то есть ситуациями, когда студенту предоставляется возможность решать изобразительные задачи создания художественного образа в учебном рисунке путем собственных умозаключений.
УДК741+372.016:741
Кравченко, К.А. ТЕХНИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА И ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕБНОГО РИСУНКА / К.А. Кравченко // Философия образования .— 2015 .— №2 .— С. 153-160 .— URL: https://rucont.ru/efd/358145 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION: THEORY AND PRACTICE УДК 741+372.016:741 ТЕХНИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА И ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕБНОГО РИСУНКА К. А. <...> Кравченко (Новосибирск) Автор анализирует содержание учебного рисунка, структура которого включает в себя технико-аналитическую грамоту и художественно-образную составляющую. <...> В изобразительной деятельности эти два начала неделимы. <...> Активизация образного мышления повышает грамотность изображения, а глубокое изучение научных основ учебного рисунка помогает в создании убедительного художественного образа. <...> В статье отмечается, что процесс обучения рисунку строится на развитии таких психических познавательных процессов, как восприятие и мышление. <...> Результаты восприятия перерабатываются с помощью мыслительных операций. <...> В учебном рисунке процесс изображения построен на постоянном сочетании анализа и синтеза. <...> Изображая с натуры какой-либо объект, студент анализирует конструкцию формы, пространственное положение, распределение светотени и другие особенности и закономерности модели. <...> Результатом анализа является абстрагирование одного или нескольких свойств или признаков изучаемого явления. <...> Вместе с тем абстрагирование не есть самоцель, а лишь средство познания целого, за абстрагированием следует обобщение как результат синтеза. <...> Отсутствие художественного обобщения, объединяющего все признаки и свойства натуры, связывающего их в целостный художественный рисунок, объясняет характерную для мно© Кравченко К. А., 2015 Кравченко Ксения Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет. <...> Задача педагога в процессе обучения рисунку – направить внимание студента от живого наблюдения к абстрагированию, например, от внешней формы натуры к ее конструкции, пропорциям, внутренней ритмической организации, которые определяют характер сложной формы. <...> При рисовании <...>