Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635836)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник классного руководителя

Справочник классного руководителя №5 2014 (214,96 руб.)

0   0
Страниц84
ID312878
АннотацияПрактический журнал по организации воспитательной работы, учебного процесса и внеурочной деятельности в школе для классного руководителя. Лучшие примеры из практики и рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, приведенные на страницах журнала, помогут классному руководителю проводить эффективную воспитательную работу, успешно проходить проверки контролирующих органов и контролировать учебный процесс.
Справочник классного руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №5 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312878 (дата обращения: 15.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№5/май/2014 И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО www.menobr.ru Создание и деятельность советов обучающихся Работа специалистов школы с детьми группы риска Цифровая компетентность школьников и их родителей Профессиональное самоопределение учащихся ЛУЧШЕЕ ИЗ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Fotolia/PhotoXPress.ru Реклама Не успеваете отслеживать все законодательные нововведения? <...> № 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. <...> Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Cпасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской обл. <...> Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» № 5 2014 СОДЕРЖАНИЕ Управляем воспитательным процессом Гаранина Л.П., Дмитриева О.Б. <...> 4 Работа специалистов школы с детьми группы риска Основные направления деятельности психолога, социального педагога и классного руководителя при работе с детьми группы риска. <...> 10 Организация работы летнего пришкольного лагеря Нормативно-правовая база организации лагеря с дневным пребыванием. <...> Содержание тренингов «Язык тела: понимание <...>
Справочник_классного_руководителя_№5_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_классного_руководителя_№5_2014.pdf
№ 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Cпасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской обл. Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» № 5 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Управляем воспитательным процессом Гаранина Л.П., Дмитриева О.Б. 4 Работа специалистов школы с детьми группы риска Основные направления деятельности психолога, социального педагога и классного руководителя при работе с детьми группы риска. Занятия «Мы и конфликты», «Мои увлечения». Калинина А.В. 10 Организация работы летнего пришкольного лагеря Нормативно-правовая база организации лагеря с дневным пребыванием. Ответственность руководителя лагеря. Документация и отчетность. Ответственность родителей обучающихся. Права и обязанности детей в лагере дневного пребывания. Организация деятельности лагеря. Работаем с классом Лаппо Л.П. 16 Занятие «Гражданин или обыватель» Сценарий мероприятия для учащихся 7–11-х классов. Крюкова А.Д. 25 Самопрезентация личных и профессиональных качеств Содержательные аспекты работы по программе. Особенности форм и методов проведения занятий. Содержание тренингов «Язык тела: понимание жестов других людей, расположение к себе», «Риторика: обретение собственного речевого стиля», «Снижение эмоционального напряжения», «Этика профессионала: профессионалом не только быть, но и выглядеть». Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Рассказова Е.И. 36 Цифровая компетентность школьников и их родителей Типы пользователей среди школьников и родителей, их деятельность в Интернете. Социальные роли в Интернете. Цифровая компетентность пользователей сети. Организуем внеурочную деятельность Манжукова О.А. 48 Классный час «Моя профессия – юрист» Содержание мероприятия профориентационной направленности для учащихся 10–11-х классов. 55 Летний праздник «День Нептуна» Соревнования для обучающихся, находящихся в летнем пришкольном лагере. 2
Стр.4
№ 5 • 2014 Работаем с документами 59 Создание и деятельность советов обучающихся Методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях, утвержденные письмом Минобрнауки России от 14.02.2014 № ВК-262/09. 65 Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» Проект положения о всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). 72 Результаты мониторинга по выплатам вознаграждения за классное руководство Отчет Профсоюза работников народного образования и науки РФ о результатах мониторинга по вопросу выплаты вознаграждения педагогическим работникам общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководства. А также 44 Новости образования 75 Обратная связь Финансирование вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. 3
Стр.5
УПРАВЛЯЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Л.П. Гаранина, социальный педагог Лесосибирской коррекционной школы VIII вида, г. Лесосибирск Красноярского края, О.Б. Дмитриева, педагог-психолог Лесосибирской коррекционной школы VIII вида, г. Лесосибирск Красноярского края Работа специалистов школы с детьми группы риска Организация обучения и воспитания детей группы риска в любой образовательной организации должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. В этом процессе важно взаимодействие всех специалистов: врача-психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога, классного руководителя. В Лесосибирской коррекционной школе VIII вида такая работа проводится уже несколько лет. На систематических заседаниях школьной ПМПК рассматриваются различные вопросы, касающиеся, в т. ч., и работы с детьми группы риска. Специалисты решают, в каком сопровождении на данном этапе нуждается ученик, оказавшийся в группе риска. Например, медико-социальное сопровождение, в котором участвуют два и более специалиста (это могут быть школьный врач и социальный педагог). Или дефектологическое сопровождение, где помощь на определенном этапе ребенку оказывает только дефектолог. Более подробно остановимся на социально-психологическом сопровождении и на взаимодействии социального педагога и педагога-психолога. Основные направления деятельности психолога: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть 4
Стр.6
№ 5 • 2014 собой. В своей работе педагог-психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы. Социальный педагог изучает совместно с педагогом-психологом медикопсихологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Накапливает информацию о материальных и жилищных условиях подопечных, систематически анализирует те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь педагогам найти для учеников правильные пути выхода из неблагоприятных ситуаций. Также социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности. В нашей школе взаимодействие осуществлялось по следующему алгоритму: 1. Анализ проблем, имеющихся у детей группы риска. 2. Ранжирование решаемых проблем. 3. Выбор эффективных форм совместной работы. 4. Распределение учащихся по группам . 5. Составление плана работы. 6. Проведение групповых коррекционно-профилактических занятий. 7. Рефлексия совместной деятельности. После того как нами были выявлены основные проблемы, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными будут групповые формы работы, и остановились на коррекционно-профилактических занятиях. После каждого занятия проводили рефлексию: «Что получилось хорошо?», «Что не получилось?». При составлении содержания очередного занятия корректировали свою работу. Нам удалось мотивировать учащихся на наши совместные занятия, вызвать у них интерес к предлагаемым темам. Важность таких занятий, на наш взгляд, заключается в том, что освоение и закрепление жизненно важных навыков подкрепляется еще и знаниями положений Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), что очень значимо для детей данной категории. Количество учащихся в группе: 7–8 чел. Длительность занятия: не более 45 мин. Возрастная категория: учащиеся 5–9-х классов. Структура занятия: 1. Организационный момент (тема, цель, правила). 2. Упражнение-приветствие или игра-активатор. 3. Основная часть: • информирование по теме; • практические упражнения; • информационно-правовая часть; • рекомендации. 4. Итог занятия. Рефлексия. Темы проводимых занятий: • «Мы такие разные (характер, темперамент, привычки)»; • «Уважение и самоуважение»; • «Мы и конфликт»; 5
Стр.7
Управляем воспитательным процессом • «Если на меня оказывают давление…»; • «Мир увлечений»; • «Жизнь по правилам»; • «Сделай выбор сам (употребление ПАВ)». Занятие «Мы и конфликты» Цель занятия: ознакомление с понятием «конфликт», нормативно-правовыми основами, определение ведущей стратегии поведения в конфликтной ситуации на примере сказки, осознание продуктивных сторон различных стратегий поведения. Вступительное слово ведущего: В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать. В названии темы слово «мы» стоит отдельно от слова «конфликты». Это сделано для того, чтобы мы могли и на себя, и на конфликты посмотреть со стороны. Разминка-приветствие: « Здравствуйте те, кто…» По кругу передается мяч. Каждый участник, получивший его, называет какоето качество или действие, которое объединяло бы большинство участников в группе (например: «Здравствуйте те, кто пришел в школу в красном» и т. д.). Если участники узнали в себе это качество или действие, они должны хлопнуть в ладоши. Упражнение «Конфликт для меня – это…» Учащиеся должны продолжить фразу: «Конфликт для меня – это…» (спор, война, борьба, состязание, схватка, ругань) и объяснить свою позицию. Информационная часть. Слово «конфликт» происходит от латинского «бороться вместе». Конфликт – это разногласия между двумя или несколькими людьми, форма сопернического поведения между ними. Он возникает, когда два или более человека соперничают, желая достичь определенных личных целей. Решение конфликтной ситуации На примере сказки «Праздничный пирог» учащиеся изучают стратегии поведения в конфликтной ситуации. Сказка «Праздничный пирог» Решила однажды черепаха отпраздновать день рождения. Позвала гостей. Испекла огромный праздничный пирог. Вот дверь распахнулась, и с радостными возгласами «Поздравляем! С днем рождения! Дорогая подруга! Счастья тебе!» вошли гости: лиса, акула, медвежонок, сова. Гости сразу обратили внимание на пирог. «Удивительный пирог у меня получился!» – порадовалась гостям черепаха. «Да-а-а!» – протянули гости. «Вот только не знаю, как его разрезать?» – черепаха задумалась. 6
Стр.8
№ 5 • 2014 Но тут акула схватила кухонный нож и встала в начальственную позу: «Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, – это я!» – провозгласила она. Но лиса тут же остановила акулу: «Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!» Акула: «Еще чего! Это мне!» Лиса хитро: «Я думаю, мы с тобой договоримся». Тут вмешался медвежонок: «Я тоже сладкое люблю, мне бы тоже кусочек побольше…». «Побольше? – вскрикнула акула. – Вообще ничего не получишь!». Медвежонок с грустью опустил голову: «А с другой стороны – о здоровье надо заботиться, говорят, сладкое вредно!». Тут лиса вдруг решила обратить внимание всех на черепаху: «Посмотрите на именинницу – она сейчас этот пирог глазами проглотит!». Гости засмеялись. А черепаха обиделась и сказала: «По-моему, я вообще здесь не нужна!» – и направилась к выходу. К счастью, вмешалась сова, она остановила черепаху и обратилась ко всем гостям: «Постойте, если бы не черепаха, мы бы с вами не собрались, и пирог никому бы из нас не достался! Согласны?» «Да!» – ответили гости и согласились поделить пирог поровну. Стратегии поведения в конфликтной ситуации: • избегание (черепаха); • уступки (медвежонок); • компромисс (лиса); • подавление (акула); • сотрудничество (сова). Информационно-правовая часть «Ответственность за исход конфликта». Когда между подростками происходит конфликт с применением оскорблений и физической силы, – это чревато тяжелыми последствиями для обеих сторон. Учащимся разъясняются следующие статьи УК РФ: • ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью; • ст. 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; • ст. 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; • ст. 116. Побои; • ст. 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; • ст. 105. Убийство. Упражнение «Я с собой уношу…» Учащиеся должны продолжить фразу: «Я с собой уношу…» (хорошее настроение, знания, игру и т. д.) и объяснить свою позицию. 7
Стр.9