КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
• О.М. Карпова
СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ШЕКСПИРОВСКОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ
• В.К. Харченко
ТРУДНЫЙ СЛОВАРЬ
• Л.В. Цурикова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ: ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ЗАНОВО
• Л.И. Гришаева
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОГНОСТИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ
ИНФОРМАЦИЯ
• Н.А. Фененко, Л.И. Гришаева
О КОНФЕРЕНЦИИ "ПЕРЕВОД: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА"
• Л.И. Гришаева, Л.Г. Кузьмина
О КОНФЕРЕНЦИИ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИИ В ХХI ВЕКЕ"
• Г.Е. Ведель
ПРЕДЫСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТА РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ ВГУ (1918 -
1962 гг.)
• К 70-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА ОЛЕГА НИКОЛАЕВИЧА ТРУБАЧЁВА
• Н.С.Бабенко
К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ СЕМЕНЮК
• "ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПРОГНОСТИКИ - 2"
• Публикации, выпущенные факультетом романо-германской филологии ВГУ за 1997-2000 гг.
Стр.2
ВЕСТНИК ВГУ, СЕРИЯ ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, 2001, В. 1
ТЕ О Р ИЯ Я ЗЫКА
Е.С. Кубрякова
О КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ И СЕМАНТИКЕ ТЕРМИНА
«КОГНИТИВНЫЙ»
Как всякая новая парадигма научного
знания, когнитивная парадигма в лингвистике
пробивает себе дорогу не без сопротивления,
и если в специальной литературе выступления
против нее редко носят открытый характер,
то критические нападки на нее на
разного рода встречах, круглых столах и
конференциях встречаются гораздо чаще. В
целом такое положение дел вполне понятно:
всегда проходит какое-то время, прежде чем
новая парадигма знания утвердится и найдет
своих сторонников. Тем удивительнее, что
уже и сейчас в области когнитивной лингвистики
работает так много ученых, и уже
сейчас можно было бы назвать немало интересных
работ, свидетельствующих о том, что
у нас складывается своя собственная школа
когнитологов.
Поскольку к настоящему времени когнитивная
лингвистика представлена в мире несколькими
мощными направлениями, каждое
из которых отличается своими установками,
своей областью анализа и особыми
процедурами анализа, а поток зарубежных
исследований, выполненных в когнитивном
ключе, по-прежнему не иссякает, наличие
термина “когнитивный” в составе многочисленных
с ним словосочетаний еще не означает
по сути дела, что соответствующая работа
выполнена в рамках когнитивной парадигмы
и, тем более, того, что сам этот термин
понимается тождественным образом.
Подобное положение дел осложняется,
несомненно, и тем, что сама когнитивная
наука, под эгидой которой возникла когнитивная
лингвистика, все больше дробится не
только на разные школы, но и на разные
когнитивные науки – когнитивную психологию,
нейронауки, антропологию и т.п. Разными
учеными даются разные определения
понятию “когнитивный” и здесь, а в появившихся
“Введениях” в разные когнитивные
науки его объяснения связываются, конечно,
и с тем, в какой конкретной науке он используется,
и какой конкретно группой ученых
он характеризуется.
При быстром развитии всех современных
наук и даже всех парадигм научного
знания тридцать–тридцать пять
лет их существования в XX веке – срок
немалый и даже за этот короткий период
фактические изменения в том и в другом
достаточно существенны. Менялись
частично и исходные допущения когнитивной
науки, и сферы ее интересов, и
конкретные ставящиеся в ней задачи, а
все это вместе взятое не могло не отразиться
и на облике когнитивной лингвистики.
Взяв,
например, знаменитую книгу
А. Пейвио (середина 80-х гг.) о двойном
кодировании знаний в голове человека
(образном и вербальном), мы могли бы
удостовериться в том, что сам вопрос о
том, как представлено знание в ментальном
лексиконе, – это по-прежнему важнейшая
проблема всей когнитивной науки.
И все же вряд ли мы могли бы согласиться
с тем, что проблема ментальных
репрезентаций – это и сегодня центральная
проблема всей когнитивной науки
(см. Paivio 1986: 3-4). Но меняются цели
когнитивной науки, меняется частично и
содержание характеризующего ее термина.
Приведем
еще один пример. Стремясь
отразить, как происходит развитие
ребенка, психологи до 60-х гг. ориентировались,
прежде всего, на изучение
мышления и выделение в становлении
ребенка разных этапов осуществляемой
им предметно-познавательной деятельности.
С появлением когнитивной психологии
и распространением взглядов на
человека как обладающего особой когнитивной
системой, служащей обработке
и переработке информации, ее хранению
и т.п., ракурс рассмотрения того,
4
Стр.3