1 Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов ВОЗРАСТНЫЕ ЯЗЫКИ РЕБЕНКА Общественная система языка отражается человеком в процессе его психической деятельности при посредстве биологического субстрата мозга. <...> Проходя этапы чисто субъективного эмоционального сознания, - вначале врожденного и универсального для всех биологических организмов, а потом приобретенного в социальной среде определенного культурного типа, - ребенок постепенно познает окружающий его объективный мир и структурирует соответствующим образом свое эмоциональное сознание, в том числе и свои эмоционально выразительные интонации, которые становятся все более “лингвистичными” (Е.Н. Винарская, 1987). <...> Язык ребенка периода новорожденности и младенчества (1-ый год жизни) может быть определен как биологический видово специфический эмоционально выразительный язык. <...> Язык преддошкольного возраста - это уже приобретенный под воздействием культурной речевой среды язык эмоциональных образов и жестов (идиолект). <...> И, наконец, начиная с младшего школьного возраста, язык ребенка приобретает нормативные для взрослого человека черты. <...> Звуковые противоположения, которые могут дифференцировать значения двух слов данного языка, он называл фонологическими (или смыслоразличительными) оппозициями. <...> “Никогда не следует забывать, что в фонологии основная роль принадлежит не фонемам, а смыслоразличительным оппозициям. <...> Любая фонема обладает определенным фонологическим содержанием лишь постольку, поскольку система фонологических оппозиций обнаруживает определенный порядок или структуру” (Н.С. Трубецкой, 1960, с. <...> Одна из первых функциональных оппозиций коммуникативного типа возникает в периоде новорожденности (0 - 10 дней жизни), когда адаптация ребенка к внешней физикохимической среде осуществляется под управляющим воздействием оборонительного рефлекса (инстинкта самосохранения). <...> Эмоционально положительные комфортные состояния ребенка этого возраста <...>