Принципы отбора и презентации медицинских терминов в учебном терминологическом словаре нового типа . <...> Тексты о свойствах в системе обучения студентов-иностранцев общению в учебно-научной сфере . <...> Сертификационное тестирование иностранных студентов-медиков в контексте новых ФГОС . <...> 29 35 Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 1 Кулик А.Д. <...> Аппарат упражнений при обучении иностранных студентов видам и формам устной речи в учебно-профессиональной сфере общения . <...> Пути оптимизации формирования лингвосоциокультурной компетенции иностранных учащихся: довузовский этап обучения . <...> Язык и культура русских-липован в синхроническом и диахроническом аспектах . <...> Развитие толерантности как лингвокультурной категории при обучении китайских студентов русскому языку . <...> Этнокультурная и поликультурная идентичность иностранных студентов: от разобщенности — к гармонии . <...> Сопоставительный анализ категории падежа имен существительных в русском и таджикском языках и формирование грамматических навыков у студентов-таджиков . <...> Учет этнопсихологических особенностей организованности российских и китайских студентов в процессе обучения . <...> Конвенциональные механизмы и их особенности при общении с детьми . <...> Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации . <...> Александр Твардовский и литература Орловского края . <...> К вопросу о самоидентификации писателя в интервью . <...> Музыка российского кино как средство социо- и лингвокультурной адаптации иностранных учащихся . <...> «Рыцарь русской орфоэпии»: к 140-летию со дня рождения Д.Н. Ушакова . <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 Статья посвящена проблеме формирования научно-исследовательской компетенции студентов вуза в условиях перехода на стандарт нового поколения. <...> При компетентностном подходе образовательный 7 Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 1 процесс становится исследовательским и практико-ориентированным <...>
Вестник_Российского_университета_дружбы_народов._Серия_Вопросы_образования._Языки_и_специальность_№1_2014.pdf
ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
2014, № 1
Серия издается с 2004 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ
ЛИНГВОДИДАКТИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Арзуманова Р.А. Формирование исследовательской компетенции студентов вуза в свете
требований ФГОС нового поколения ..............................................................................
Гостева Ю.Н., Маслова И.Б. Профессионально ориентированная речевая деятельность
студентов-нефилологов на занятиях по русскому языку и культуре речи ......................
7
13
Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного и новые технологии
обучения ................................................................................................................. 19
Шаталова Л.С. Принципы отбора и презентации медицинских терминов в учебном
терминологическом словаре нового типа ........................................................................ 24
Титова Л.А., Чехонина И.Е. Тексты о свойствах в системе обучения студентов-иностранцев
общению в учебно-научной сфере ...................................................................
Куриленко В.Б., Макарова М.А. Сертификационное тестирование иностранных
студентов-медиков в контексте новых ФГОС .................................................................
29
35
Стр.1
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 1
Кулик А.Д. Аппарат упражнений при обучении иностранных студентов видам и формам
устной речи в учебно-профессиональной сфере общения .......................................
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИКА:
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ,
ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ
Пугачев И.А. Формирование межкультурной компетенции: невербальное коммуникативное
поведение .......................................................................................................... 53
Румянцева Н.М., Юрова Ю.В. Пути оптимизации формирования лингвосоциокультурной
компетенции иностранных учащихся: довузовский этап обучения ....................
60
Фарисенкова Л.В., Изотов К. Язык и культура русских-липован в синхроническом
и диахроническом аспектах .............................................................................................. 67
Большакова Н.Г., Низкошапкина О.В. Развитие толерантности как лингвокультурной
категории при обучении китайских студентов русскому языку ......................... 71
Ганелина Я.А. Этнокультурная и поликультурная идентичность иностранных студентов:
от разобщенности — к гармонии ........................................................................
Исмаилова Х.Э., Гадалина И.И. Сопоставительный анализ категории падежа имен
существительных в русском и таджикском языках и формирование грамматических
навыков у студентов-таджиков ........................................................................................
Ахнина К.В. Лексика семейных отношений в русской идиоматике: национально-культурный
компонент ............................................................................................................
Тальбиева Б.И. Учет этнопсихологических особенностей организованности российских
и китайских студентов в процессе обучения ...................................................................
ЯЗЫК, РЕЧЬ, ДИСКУРС В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ
И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ
Гузина О.С. Речь современного мегаполиса: по материалам студенческой картотеки .... 99
Кувшинова Е.А. Фонетические особенности разговорной речи и нормы русского литературного
языка ............................................................................................................. 105
Гатинская Н.В. Структура фрейма «личность» и его языковая манифестация ............. 110
Иванова Е.Н. Морфологические предпочтения исторической языковой личности ...... 115
Каховская Ю.В. Конвенциональные механизмы и их особенности при общении
с детьми ............................................................................................................................ 122
Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования
и декодирования информации ................................................................................ 128
РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА:
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
Туманова С.Р. Александр Твардовский и литература Орловского края ....................... 135
Кочергина В.В., Кочергина И.А. К вопросу о самоидентификации писателя в интервью
............................................................................................................................... 143
2
76
81
Щербакова О.М. Топонимическая лексика в курсе русского языка как иностранного ..... 87
91
95
41
Бондарева О.В. Электронная лингводидактика: проблемы и перспективы ................. 48
Стр.2
Содержание
Овчаренко А.Ю. Образ поэта и поэзии в творчестве поэтов Содружества «Перевал»:
общий очерк ..................................................................................................................... 149
Игнатьев О.В. Музыка российского кино как средство социо- и лингвокультурной
адаптации иностранных учащихся .................................................................................. 155
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
Прохорова И.О. «Рыцарь русской орфоэпии»: к 140-летию со дня рождения
Д.Н. Ушакова .................................................................................................................... 161
НАШИ АВТОРЫ ......................................................................................................... 166
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2014
© «Вестник Российского университета дружбы народов», 2014
Стр.3
BULLETIN
of Peoples’ Friendship
University
of Russia
Series
PROBLEMS OF EDUCATION:
LANGUAGES AND SPECIALITY
2014, N 1
Series founded in 2004
Peoples’ Friendship University of Russia
SCIENTIFIC JOURNAL
Founded in 1993
CONTENTS
PROFESSIONALLYORIENTED LINGUODIDACTIC
FOR HIGHER SCHOOL SUDENTS
Arzumanova R.A. Formation of higher educational institution students’ research competence
in the light of FGOS of new generation requiremens .................................................
Gosteva J.N., Maslova I.B. Professionally-oriented activities of non-philological faculties
students at Russian language and speech culture lessons ...............................................
Molchanovskiy V.V. The teacher of Russian as a foreign language and new teaching technologies
.............................................................................................................................
Shatalova L.S. Principles of medical terms preliminary screening and presentation in educational
terminological dictionary of a new type .................................................................
Titova L.A., Chekhonina I.E. Texts about characteristics in the system of teaching foreign
students to communicate on educational and scientific matters ...........................................
Kurilenko V.B., Makarova M.A. The certificate testing of foreign medical faculty students
in the context of new FGOS ......................................................................................
4
7
13
19
24
29
35
Стр.4
Contents
Kulik A.D. System of exercises for training foreign students in types and forms of oral
speech in the educational and professional sphere .............................................................. 41
Bondareva O.V. Electronic linguodidactic: problems and perspectives .............................
CROSSCULTURAL PEDAGOGIC:
INNOVATIVE STRATEGIES
AND PROGRESSIVE PRACTIC
Pugachev I.A. Formation of cross-cultural competence: nonverbal communicative behavior ...
Rumyantseva N.M., Yurova Y.V. Ways of optimization of foreign students’ linguistic, social
and cultural competence forming at the beginner’s stage ....................................................
Farisenkova L.V., Izotov K. Language and culture of the Russians-Lipovans: synchronistic
and diachronistic aspects ...................................................................................................
Bolshakova N.G., Nizkoshapkina O.V. Developing tolerance as a linguocultural category
in teaching Russian to Chinese students .............................................................................
Ganelina Y.A. Ethno-cultural and polycultural identity of foreign students: from separation —
to harmony ........................................................................................................................
Ismailova K.E., Gadalina I.I. Comparative analysis of case category of nouns in Russian
and Tajik languages and formation of grammatical skills of students-Tajicks ......................
Shcherbakova O.M. Toponimic lexic in teaching Russian as a foreign language ..............
Akhnina K.V. Lexic denoting family relations in Russian idioms: ethno-cultural component ....
Talbieva B.I. Ethnopsychological features of Russian and Chinese students’ orderliness in
the process of education ....................................................................................................
LANGUAGE, SPEECH, DISCOURSE
IN LIGUISTIC AND LINGUODIDACTIC ASPECTS
Guzina O.S. Speech of modern city: on the basis of students’ data files ............................
Kuvshinova E.A. Phonetic features of colloquial speech and codified norms of the Russian
literary language ................................................................................................................
Gatinskaya N.V. Structure of the frame “Personality” and its language manifestation .......
Ivanova E.N. Morphological preferences of the historical language personality .................
Kakhovskaya Y.A. Conventional mechanisms and their communicative features when
dealing with children .........................................................................................................
Gridina T.A., Konovalova N.I. Verbal mnemonics as a mechanism for encoding and decoding
information (experimental data) ..............................................................................
RUSSIAN CULTURE AND RUSSIAN LITERATURE:
PROBLEMS OF TEACHING AND LEARNING
Tumanova S.R. Alexander Tvardovsky and the Oryol region literature .............................
Kochergina V.V., Kochergina I.A. On a question of the writer’s self-identification in interview
..............................................................................................................................
135
143
5
99
105
110
115
122
128
53
60
67
71
76
81
87
91
95
48
Стр.5
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 1
Ovtcharenko A.Y. Theme of a poet and poetry in Community “Pereval’s” works: the overall
sketch ................................................................................................................................
Ignatyev O.V. Russian cinema music as an instrument of the socio- and linguocultural
adaptation of foreign students ............................................................................................
JUBILEE DATES
Prokhorova I.O. «The knight of Russian orthoepy»: to the 140th anniversary of D.N. Ushakov’s
birthdate ...................................................................................................................
OUR AUTHORS ...........................................................................................................
161
166
© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2014
© «Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia», 2014
149
155
Стр.6