АППАРАТ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВИДАМ И ФОРМАМ УСТНОЙ РЕЧИ В УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ А.Д. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье предложен аппарат упражнений, который поможет организовать общение иностранных студентов в учебно-профессиональной сфере при обучении видам и формам устной речи на этапе довузовской подготовки. <...> Ключевые слова: аппарат упражнений, монологическая речь, диалогическая речь, умения, говорение, устная научная речь. <...> Формирование умений говорения на материале языка специальности является сложной задачей, так как трудность представляет как содержание высказывания (информация), так и оформление высказывания. <...> Процесс обучения монологическому высказыванию направлен, во-первых, на формирование навыков и умений оперирования языковым материалом на основе письменного или звучащего текста и его воспроизведения с разной степенью полноты (умения сжимать/разворачивать содержание сообщения, переформулировать, обобщать, выделять важное и второстепенное и т.д.) и, во-вторых, на формирование навыков и умений продуцирования на основе самостоятельно составленного логико-смыслового плана или результатов собственных исследований [1. <...> Воспроизведение прослушанных текстов (с установкой на их воспроизведение) (группа упражнений: «прослушать — проговорить — запомнить опорный языковой материал»). <...> На первом этапе обучения мы рекомендуем следующие типы заданий: прослушать аудиозапись — проговорить (т.е. повторить вслух) + услышать и запомнить «свой» звучащий вариант. <...> Для запоминания предлагается следующий опорный языковой материал: а) универсальные синтаксические конструкции, например: в настоящее время = в данный момент; следовательно = значит; при этом = здесь; б) оценочные слова и конструкции: например: очевидно = вероятно; разумеется = конечно; возможно = может быть); в) регулярные общенаучные слова, например: результат, анализ, средство <...>