Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ
Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., академик РАО,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Корректоры Татьяна Савельева, Мария Русанова
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 15 .02.15. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 15,2. Заказ № 4. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2016
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ст. науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., академик РАО, проф.
каф. педагогики высшей школы информационных
образовательных технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
почетный работник
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
О профессионализме
учителя как воспитателя
Ранее (см. «Сибирский учитель», № 6, 2015 г.) мы говорили
о том, что воспитательный процесс может быть запланирован,
организован, продуман в качестве системы различных мероприятий
(мероприятий как групповых так и индивидуальных для
каждого школьника). Но серьезное воспитательное место занимают
спонтанные действия и влияние на школьника всего окружающего
социума и, безусловно, учителя. Вспомним поведение
учителей из знаменитого фильма «Доживем до понедельника»!
И вот в связи с этим в сознании всплывают нередко произносимые
в адрес учителей фразы: «учитель от бога», «никудышный
учитель». Что имеется в виду? Чаще всего ― как он обучает детей
предмету. Это важно и для родителей, и для самих учащихся
и, безусловно, для руководства образовательных организаций.
К сожалению, об эффективности работы учителя, да и школы в целом, в подавляющем большинстве
судят только по уровню обученности детей. Про воспитанность детей часто забывают. А какой
учитель хорошо обучает детей? Тот, который высоко ответственен, профессионально дисциплинирован,
постоянно работает над ростом своей квалификации, следит за научно-методическими
новшествами и т. д. Но ведь это возможно реализовать при высоком уровне воспитанности самого
учителя, его совестливости, принятии такой ситуации, что сделать плохо другим людям (в данном
случае детям, которых он обучает) он не может, не имеет права.
Такого учителя дети любят, он для них становится кумиром, а через это уважение и любовь к
учителю очень часто приходит увлечение учебным предметом, которому учит этот учитель. Учитель
такого уровня качественно обучает предмету и, одновременно, эффективно воспитывает
детей. Для такого учителя отсутствует тезис «Школа должна обучать, а семья ― воспитывать».
Когда же учитель становится таким? Все-таки в подавляющем большинстве случаев основным
фактором особенностей характера учителя являются особенности его воспитания в семье, где он
вырос, и в школе, где он учился. Безусловно, микроклимат в школьном учительском коллективе
тоже имеет определенное значение. Понятно, что в какой-то мере на него могли повлиять и условия,
в которых он обучался в педагогическом вузе. Но все-таки основа будущего учительского
характера закладывается в детско-юношеском возрасте. Вот почему важно организовывать педагогические
классы, в которых дети, еще обучаясь в школе, могут быть поставлены в условия будущей
педагогической профессии. В этом случае негативных издержек в воспитании школьников,
когда профессия учителя избрана с желанием, будет меньше.
Стр.2
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
Л. И. Боровиков
Исследование воспитательного таланта.
Ресурсные возможности
личностно-биографического метода
Я. В. Бондарева, А. В. Пилюшенко
Ценностно-смысловые основы
здорового образа жизни личности
Н. Н. Малахова
Диалог с миром и самим собой:
автопортрет как форма самопознания
и творческого самоопределения школьников
Т. В. Смолеусова
Воспитательный потенциал
математического образования в условиях ФГОС.
Методические инновации
С. А. Лапковская
Особенности повышения квалификации
специалистов в области воспитания
Л. В. Черникова
Формирование содержания дополнительной
профессиональной программы.
В. А. Николаев
Комплексная дидактическая
единица образовательной ситуации
мыследеятельностного типа
Т. В. Гудкова, М. А. Тверетина
Формирование коммуникативной компетенции
учащихся с ОВЗ
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
А. В. Молокова
ИКТ-компетентность и воспитанность
личности: единство противоположностей
Н. С. Лукашенко
Воспитательный потенциал педагогических
исследований в области информатизации
образования
Т. И. Горелова, А. И. Ефимкина
Использование коэффициента корреляции
в прогнозе социально-педагогического исследования
O. И. Вышeгoрoдцeва, И. O. Бoлдырeва
Фoрмирoвание двигатeльнoй культуры
студентов cрeдcтвами ритмoплаcтики
Л. П. Дoдoнoва, Т. Н. Зуeва
Индивидуализация физичecкoго вocпитания
дoшкoльникoв
К. Н. Верховцев
Воспитание личности младшего школьника:
потенциал физической и спортивной культуры
В. C. Лoгвинoв, В. К. Шeманаeв,
В. А. Ceмирeкoв
Прoблeмы кoнтрoля и нoрмирoвания
физичecких нагрузoк в cпoртивнoм туризмe
и пути их рeшeния
41
44
47
50
58
61
65
5
9
14
18
23
27
32
37
О. В. Мишутина
Развитие готовности студентов
к профессиональной деятельности
в условиях технопарка средствами дисциплины
«иностранный язык»
А. П. Додонов
ИКТ как инструмент повышения
качества обучения
Н. И. Пeшкoв
Причины oтcутcтвия пoтрeбнocти
в здoрoвoм oбразe жизни у педагогов
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
В. И. Варющенко, О. В. Гайкова
Дискуссионные вопросы исторической
науки в контексте профессиональной
подготовки учителя
Н. В. Паршина
Влияние морально-этических норм
на развитие гражданского общества
Е. А. Клаус, С. Г. Плотников
Особенности организации воспитания
младших школьников в условиях
информатизации образовательного процесса
Т. А. Свиридова
Дистанционные технологии для расширения
образовательного маршрута одаренных
обучающихся
И. Г. Путинцева, А. Г. Бердникова
Воспитательный потенциал традиции
семейного чтения
Е. В. Погребняк
Воспитание дивергентного мышления —
ресурс развития творческих способностей
Л. П. Робустова, Н. М. Решетова
Детский кукольный спектакль как единство
творческих и педагогических задач
А. Г. Гуськова
Психолого-педагогические и методические
условия эффективной подготовки к ЕГЭ
Ю. В. Науменко
Примерная муниципальная программа
воспитания и социализации обучающихся
на ступени основного общего образования
НАШ МЕТОДКАБИНЕТ
Г. М. Мутова
Немецкоязычная литература на уроке
как фактор расширения социокультурной
компетенции обучающихся
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Культура семейного воспитания
Библиографический обзор
Подготовила Е. С. Карамнова
Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО
Подготовила Т. П. Стасенко
128
78
122
79
85
90
96
100
104
107
111
116
69
73
76
Стр.3
Contents
PROBLEM OUTLINE
L. I. Borovikov
Studying of Educational Talent. Resource Opportunities
of Personal-Biographical Method
Y. V. Bondareva, A. V. Pilyushenko
Value-Semantic Outlines of Person’s Healthy
Lifestyle
N. N. Malakhova
The Dialogue with the World and Oneself: Self-Portrait
as a Form of Students’ Self-Awareness and Creative
Self-Determination
T. V. Smoleusova
The Educational Mathematics Potential under the
Federal State Educational Standard. Methodical
Innovations
S. A. Lapkovskaya
Particular Advanced Training Features for Specialists
in Education
L. V. Chernikova
The Formation of the Additional Professional Program’s
Content. Scientific-Methodological Aspects
V. A. Nikolaev
Integrated Didactic Unit of the Thought-Activity
Type Educational Situation
T. V. Gudkova, M. A. Tveretina
The Formation of Communicative Skills of Students
with Disabilities
RESEARCH QUEST
A. V. Molokova
ICT-Competence and the Individual’s Education:
Unity of Opposites
N. S. Lukashenko
Educational Potential of Pedagogical Research in
the Sphere of Education Informatization
T. I. Gorelova, A. I. Yefimkina
Using the Сorrelation Сoefficient in the Forecast of
Socio-Pedagogical Research
I. O. Boldyreva, O. I. Vyshegorodtseva
The Formation of Students’ Motor Culture by Means
of Ritmoplastik
T. N. Zueva, L. P. Dodonova
Individualization of Preschool Children’ Physical
Education
K. N. Verkhovtsev
Junior Student’s Individual Training: the Potential
of Physical and Sports Culture
V. S. Logvinov, V. K. Shemanaev, V.A. Semirekov
Problems of Control and Regulation of Physical
Activity in Sports Tourism and the Ways of Solving
Them
O. V. Mishutina
The Development of Students’ Readiness to the
Professional Activity in Terms of Technopark by
means of the “Foreign Language” Discipline
41
44
47
50
58
61
65
69
5
9
14
18
23
27
32
37
A. P. Dodonov
ICT as a Way of Improving the Quality of Education
From the Sample of Military Educational
Organization
N. I. Peshkov
The Reasons Teachers Don’t Feel the Requirement
for a Healthy Lifestyle
TEACHERS’ COUNCIL BY
CORRESPONDENCE
V. I. Varyuschenko, O. V. Gaikova
Debatable Questions of Historical Science in the
Context of Teacher Training
N. V. Parshina
The Influence of Moral and Ethical Standards on
the Development of Civil Society
E. A. Klaus, S. G. Plotnikov
Organizational Properties of the Junior High School
Students’ Education in Conditions of Informatization
T.
A. Sviridova
Distance Technologies for Expanding the Educational
Route of Gifted Students
I. G. Putintseva, A. G. Berdnikova
Educational Potential of the FamilyTradition’s
Reading
E. V. Pogrebnyak
The Upbringing of Divergent Thinking as a Resource
of Creative Abilities Development
L. P. Robustova, N. M. Reshetova
Children’s Puppet Show as the Way of Solving Pedagogical
Problems
A. G. Guskova
Psycho-Pedagogical and Methodical Garantees of
the Effective Training for the State Exam
Y. V. Naumenko
A Sample Municipal Program of Students’ Education
and Socialization at the Stage of Basic Education
OUR
TEACHERS’ ROOM
G. M. Mutova
German-Language Literature at the Lesson as a
Factor of Students’ Socio-Cultural Competence
Expansion
BOOKS AND JOURNALS REVIEW
The Culture of Family Fosterage
Bibliographical Review
Compiled by E. S. Karamnova
New Arrivals into the Library of the Novosibirsk
Teachers’ Upgrading and Retraining Institute
Compiled by T. P. Stasenko
122
128
78
79
85
90
96
100
104
107
111
116
73
76
Стр.4