Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека . <...> Подготовка учителя к формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся на основе православных традиций и ценностей . <...> Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование сознательности (исторический аспект) . <...> Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности . <...> Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XIX — начала XX в. <...> Славяно-греко-латинский Букварь Федора Поликарпова (1701 г.): история создания и источники . <...> М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания . <...> Новые источники для составления жизнеописаний законоучителей московского учебного округа . <...> Manaseina The Goal and Purpose of Education . <...> 9–17 ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В. А. <...> ПЛЕШАКОВ В статье анализируется актуальность проблемы приобщения человека к высшим нравственным ценностям в XXI в. <...> Дается определение религиозного воспитания в контексте киберсоциализации как многоаспектного процесса развития духовности (главным образом, религиозной духовности и обретения веры в Бога), который регулирует поведение человека в киберпространстве согласно интериоризированным им морально-нравственным основам жизнедеятельности, соответствующим вероучительным принципам определенной конфессии. <...> Духовно-нравственное развитие и религиозное воспитание в контексте киберсоциализации человека1 могут быть рассмотрены как две стороны одной медали, поскольку их ключевая категория — духовность — может быть и светской, и религиозной. <...> Религиозное воспитание в контексте киберсоциализации // Вопросы воспитания. <...> Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека ящий момент, конечно же, должна осуществляться не только в плане разработки и внедрения инновационных технологий обучения, но и исходя из <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_IV._«Педагогика._Психология»_№4_2013.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
д-р психол. наук, акад. РАО И. В. Дубровина
д-р пед. наук, акад. РАО В. А. Попков
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО В. Г. Безрогов
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Н. Л. Селиванова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
канд. ист. наук Л. Н. Беленчук
канд. психол. наук И. В. Егоров
д-р пед. наук Н. И. Лифинцева
д-р пед. наук, проф. В. М. Меньшиков
д-р пед. наук И. В. Метлик
д-р пед. наук Т. И. Петракова
д-р пед. наук Т. В. Склярова (научный редактор)
д-р пед. наук, доц. С. Ю. Дивногорцева
канд. пед. наук С. И. Абрамов
канд. филол. наук С. В. Феликсов
канд. психол. наук, доц. А. М. Двойнин
РЕДАКТОР ВЫПУСКА
Д. В. ПУШКИНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISBN 978-5-7429-0878-4
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2013
Стр.2
Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 4 (31). 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ПЛЕШАКОВ В. А.
Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека . . . . 9
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИЛАКАВИЧУС М. Р., ЯКУШКИНА М. С.
Построение эффективных образовательных практик современного
религиозного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
РОЗИНА О. В.
Подготовка учителя к формированию личностных универсальных учебных
действий у учащихся на основе православных традиций и ценностей . . . . . . . . . . 26
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
БЕЛЕНЦОВ С. И.
Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование
сознательности (исторический аспект) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
ЛИФИНЦЕВ Д. В., АНЦУТА А. Н.
Социальная реабилитация в контексте биопсихосоциальной модели здоровья . . .50
СКЛЯРОВА Т. В.
Социальный педагог в православной общине: классификация форм
и методов профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
МАКАРОВ М. И.
Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической
литературе второй половины XIX — начала XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
РАМАЗАНОВА Д. Н.
Славяно-греко-латинский Букварь Федора Поликарпова (1701 г.):
история создания и источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
3
Стр.3
Содержание
УРБАНОВИЧ Л. Н.
М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
ПРОКОФЬЕВА Е. А.., ЧМЕЛЕВА Е. В.
Взгляды Н. И Пирогова на воспитание детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
САВВИНА О. А.
Новые источники для составления жизнеописаний законоучителей
московского учебного округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ
ЕГОРОВ И. В.
Исследование представлений студентов об образе преподавателя
педагогического вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
РЕЦЕНЗИИ
ИСАЕВ Е. И.
Рецензия на монографию: Егоров Г. В., Меланина Т. В. Личностное
и профессиональное развитие взрослого человека в профессиональном
образовании: теория и практика. М., 2013 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES: PEDAGOGICAL SCIENCE
PROBLEMS OF UPBRINGING
PLESHAKOV V. A.
Bases of religious education in the context of cybersocialization of the person . . . . . . . . . 9
PEDAGOGICAL FORMATION
ILAKAVICHUS M. R., YAKUSHKINA M. S.
Construction of eff ective educational practices of modern religious education . . . . . . . . 18
ROZINA O. V.
Teacher preparation in the formation of personal universal educational activities
of students on the basis of the Orthodox traditions and values . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
HISTORY OF PEDAGOGICS
BELENTSOV S. I.
Youthful self-government: the strengthening of discipline or the formation
of consciousness (historical aspect) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
SOCIAL PEDAGOGY
LIFINTSEV D. V., ANTSUTA A. N.
Social rehabilitation within the context of biopsychosocial model of health care . . . . . . . 50
SKLYAROVA T. V.
A social pedagogue in the Orthodox community: methods of professional activity . . . . . 61
TREASURE OF THE RUSSIAN PEDAGOGICS
MAKAROV M. I.
Сoncept of « virtuous life» in Russian religious-educational literature
the second half of the 19th, beginning of the 20th century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
RAMAZANOVA D. N.
Fedor Polikarpov’s Slavic-Greek-Latin Primer (1701):
the history of creation and sources . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
5
Стр.5
Contents
URBANOVICH L. N.
M. M. Manaseina The Goal and Purpose of Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
PROKOFYEVA E. A., CHMELEVA E. V.
Views of N. I. Pirogov on the Upbringing of Children . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
SAVVINA O. A.
New sources for composing biographies of religious teachers of moscow
educational district . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
RESEARCH STUDIES: PSYCHOLOGY
EGOROV I. V.
Research representations of students about the image of the teacher teaching
university . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
BOOK REVIEWS
ISAEV E. I.
Review of the monograph: Egorov G.V., Melanina T.V. Personal and professional
development of adult human in space education: theory and practice».
M., 2013 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Стр.6