Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика»,
г. Москва
Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., академик РАО,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент,
ведущ. науч. сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Лилия Виниченко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 11.06.15. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 12,0. Заказ № 21. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2015
Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., академик РАО, проф.
каф. педагогики высшей школы информационных
образовательных технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО, почетный работник
общего образования РФ
А. И. Таюрский, д-р эконом. наук, проф., академик РАО,
председатель ФГУ «Сибирское отделение» РАО, заслуж.
учитель РФ, заслуж. деятель науки, г. Красноярск
Д. И. Фельдштейн, д-р психол. наук, проф., вице-президент
РАО, академик РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
На пути к методическому совершенству
Уже без малого 17 лет выходит журнал «Сибирский учитель».
Этот номер журнала является сотым и посвящен специализированным
классам, то есть таким классам, в которых на
более высоком уровне изучаются естественнонаучные дисциплины
и математика. Кроме этого, появились инженерные
классы, призванные актуализировать инженерные профессии
и профессии высококлассных рабочих.
Инициатором открытия специализированных классов был
губернатор Новосибирской области Виктор Александрович
Толоконский в 2010 году.
При всех достижениях деятельности спецклассов (а их
выпускники заметно лучше сдают ЕГЭ, успешно участвуют в
олимпиадах и т.д.), остается не до конца решенной проблема
отбора детей в эти классы. В стадии становления находятся инженерные классы, так как здесь еще
не все решено по определению содержания обучения и, опять же, отбору детей в эти классы. К
сожалению, нередко можно услышать мнение о том, что учебная работа с детьми в спецклассах
облегчена тем, что дети, имея высокий уровень развития и положительную мотивацию к учению,
якобы «сами учатся». Это глубокое заблуждение. Учитель в этом случае переходит на боле высокий
содержательный уровень, что требует более высокого методического мастерства. Ведь важно
организовать учебное познание, обеспечить исследовательскую деятельность этих детей. Как раз
данный номер журнала и нацелен на обсуждение различных проблем в деятельности специализированных
классов.
Теперь несколько слов о нашем юбиляре — «Сибирском учителе».
Редакционному совету и редакционной коллегии удалось обеспечить интеграцию подходов к
решению проблем в системе образования как с позиций педагогической науки, так и с позиций
педагогической практики. Устоявшаяся система статей известных ученых — педагогов и психологов,
а также опытных учителей и других работников образования, аспирантов и соискателей
по психолого-педагогическим специальностям позволяет «перекрестным» путем видеть решение
проблем с различных точек зрения. Этому посвящены такие рубрики, как «Абрис проблемы», «В
научном поиске», «Заочный педсовет». Традиционными в журнале стали так называемые учительские
«Форумы» по различным проблемам.
По своему содержанию журнал является тематическим: каждый номер актуализирует внимание
на той или иной проблеме образования. Тематика журнала определяется путем изучения
мнения многих читателей.
В редакционном портфеле журнала — статьи из многих регионов России, что говорит о высоком
интересе к его содержательной стороне, о высокой актуальности рассматриваемых вопросов.
Стр.2
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
Ю. Г. Молоков, А. В. Молокова
Аспектный анализ развития школьного этапа
инженерно-технического образования
М. И. Мазур, А. Г. Бердникова
Образовательное пространство
специализированного класса
Т. В. Смолеусова
Специализированные классы:
идеи развития регионального проекта
М. А. Безлепкина, О. В. Заковряшина
Оценка учителем результатов деятельности
специализированного класса
Л. И. Боровиков
Искусство абилитации. Школа А. И. Бороздина.
К теоретическому обоснованию
авторской педагогической модели
Ю. Г. Молоков
Развитие методического обеспечения
современного образовательного процесса:
эволюция и преемственность
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
А. Н. Величко, Т. В. Рыбакова
Мониторинг исследовательской деятельности
учащихся
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
И. Н. Никифорова
Развитие специализированного образования:
опыт решения актуальных задач
М. П. Игнатова
Особенности воспитательной работы
с обучающимися специализированных классов
С. Г. Плотников, Т. В. Сумарокова
Развитие самостоятельного мышления
обучающегося на уроках английского языка
в специализированной
физико-математической школе
Е. А. Михайлова, Е. И. Гой
Специализированные математические классы:
опыт гимназии
Т. В. Небожак
Формирование основ культуры
исследовательской деятельности учащихся
специализированных по физике классов
М. Ю. Солодовников, Г. Н. Солодовникова
Система оценки качества обучения
в специализированном классе
с углубленным изучением физики
Е. П. Глущенко
Спецкурс «Основы исследовательской
компетенции учащихся»
36
40
91
43
46
49
52
54
29
5
9
13
17
21
25
Т. А. Сивохина
Особенности литературного образования
в математическом специализированном
классе
С. Н. Бирюков, В. В. Углянская
Информационно-образовательная
среда школы — значимое условие
развития инженерного образования
А. Н. Величко, О. В. Суворова, И. Г. Шилкина
Внеурочная деятельность в
специализированном классе
Т. А. Кокшарова
Экспериментальная деятельность школьников
в специализированных классах с углубленным
изучением физики
В. В. Гергерт
Гаджеты для безопасного развития
цифрового поколения
НАШ МЕТОДКАБИНЕТ
Е. А. Минакова, М. В. Королев
Бинарный урок в специализированном классе
ФОРУМ: РЕАЛИЗАЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАССЫ"
««
Л. П. Малыгина
Новые реалии в образовании Новосибирской
области — ответ на вызовы времени
Л. П. Малыгина
Реализация регионального проекта
по специализированным классам.
Организация внеурочной деятельности
Л. П. Малыгина, К. В. Зобов
Преподавание нанотехнологий
с использованием элементов коучинга
Н. В. Сунцова
Тьюторское сопровождение
специализированных классов
Т. М. Тумаева, Н. С. Шуленина
Роль и место куратора в реализации
проекта «Специализированные классы»
М. А. Суботялов, Н. С. Шуленина, Н. С. Куприна
Психофункциональные характеристики
подростков, обучающихся в специализированных
и профильных классах
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Специализированные классы:
организация тьюторского сопровождения
для одаренных детей
Библиографический обзор
Подготовил С. Ю. Половников
Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО
Подготовила Т. П. Стасенко
101
60
80
81
87
91
95
97
57
61
65
69
72
75
Стр.3
Contents
PROBLEM OUTLINE
Yu. G. Molokov, A. V. Molokova
The Aspect Analysis of the Development of
Technology and Engineering Education at School
M. I. Mazur, A. G. Berdnikova
Educational Environment in a Specialized Class
T.V. Smoleusova
Specialized Classes: Some Ideas of the Novosibirsk
Region Project Development
M. A. Bezlepkina, O. V. Zakovryashina
The Results of Specialized Class Activity: Teacher’s
Assessment
L. I. Borovikov
The Art of Habilitation. School of A. Borozdin.
About Theoretical Substantiation of the Author’s
Pedagogical Model
Yu. G. Molokov
The Development of Methodological Support
of the Modern Educational Process: The Evolution
and Continuity
RESEARCH QUEST
A. N. Velichko, T. V. Rybakova
Monitoring Students’ Research Activities
TEACHERS’ COUNCIL BY
CORRESPONDENCE
I. N. Nikiforova
The Development of a Specialized Education:
Experience in Solving Actual Problems
M. P. Ignatova
Peculiarities of Educational Work with Students
of Specialized Classes
S. G. Plotnikov, T. V. Sumarokova
The Development of Students’ Independent
Thinking at English Lessons in the Physics
and Mathematics Specialized School
E. A. Mikhailova, E. I. Goy
Specialized Mathematics Classes: Grammar School
Experience
T. V. Nebozhak
The Development of Students’ Research Activities
in Specialized Physics Classes
M. Yu. Solodovnikov, G. N. Solodovnikova
The System of the Quality Assessment of Education
in a Specialized Class with In-depth Study
of Physics
E. P. Glushchenko
Basics of Students’ Research Competence
(Special Course)
T. A. Sivokhina
Peculiarities of Literary Education in Mathematics
Specialized Class
36
40
43
46
49
52
54
57
29
5
9
13
17
21
25
S. N. Birukov, V. V. Uglianskaia
Information and Educational Environment
at School as a Significant Condition for
the Development of Engineering Education
A. N. Velichko, O. V. Suvorova, I. G. Shilkina
Extracurricular Activities in a Specialized Class.
From Experience
T. A. Koksharova
Students’ Experimental Activities in Physics
Specialized Class
V. V. Guerguert
Gadgets for the Safe Development of the Digital
Generation
OUR TEACHERS’ ROOM
E. A. Minakova, M. V. Korolev
Integrated Lesson in a Specialized Class
FORUM: THE REALIZATION OF THE
SPECIALIZED CLASSES PROJECT IN
THE NOVOSIBIRSK REGION
L. P. Malyguina
The New Realities of Education in the Novosibirsk
Region as a Response to the Challenges
of the Time. Introduction to the Forum
L. P. Malyguina
The Realization of the Novosibirsk Region Project in
Specialized Classes. The Organization of
Extracurricular Activities
L. P. Malyguina, K. V. Zobov
Teaching Nanotechnologies with the Use of the
Elements of Coaching
N. V. Suntsova
Tutor’s Support of Specialized Classes
T. M. Tumaeva, N. S. Shulenina
The Role and Place of the Curator in the Specialized
Classes Project
M. A. Subotyalov, N. S. Shulenina, N.S. Kuprina
Psycho-functional Characteristics of Adolescents
Teaching in Special and Specialized Classes
BOOKS AND JOURNALS REVIEW
Specialized Сlasses: The Organization of Gifted
Children Tutoring
Bibliographical Review
Compiled by S. Yu. Polovnikov
New Arrivals into the Library of the Novosibirsk
Teachers’ Upgrading and Retraining Institute
Compiled by T. P. Stasenko
101
60
80
81
87
91
95
97
61
65
69
72
75
Стр.4