Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Заместитель главного редактора
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционная коллегия
Н. В. Барковская — доктор филолологических наук, профессор
Е. Г. Доценко — доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко — доктор филологических наук, профессор
М. А. Алексеева — кандидат филологических наук, зам. директора по учебной работе (СУНЦ УрФУ)
Н. А. Воробьева — кандидат филологических наук, доцент
Л. Д. Гутрина — кандидат филологических наук, доцент
С. А. Еремина — кандидат филологических наук, доцент
А. В. Тагильцев — кандидат филологических наук, доцент
Е. С. Квашнина — директор Екатеринбургского Дома Учителя
О. А. Локоткова — редактор-корректор, технический редактор
Выпускающий редактор
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционный совет
И. Б. Ворожцова — доктор педагогических наук, профессор (УдГУ, Ижевск)
Б. Ф. Егоров — доктор филологических наук, профессор (СПбИИ РАН, г. Санкт-Петербург)
П. А. Лекант — доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва)
М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор (университет штата Колорадо, США)
М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Г. С. Меркин — доктор педагогических наук, профессор (СмолГУ, Россия)
Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия, г. Слупск, Польша)
Б. Ю. Норман — доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск),
Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск),
Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
(СО РАН, г. Новосибирск),
М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Е. А. Рябухина — доктор педагогических наук, профессор (ПГГПУ, г. Пермь)
В. Б. Сергеева (Носкова) — кандидат педагогических наук, профессор
(Институт развития образования Удмуртской республики)
М. Г. Соколянский — доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия),
Т. А. Сутырина — доктор педагогических наук, профессор (УИСО — филиал РГСУ, г. Екатеринбург)
Н. П. Терентьева — доктор педагогических наук, профессор (ЧГПУ, г. Челябинск)
М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург)
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016
© Филологический класс, 2016
Стр.2
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 2(44)/2016
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Ермоленко С. И. Л.Я. Гинзбург о лирике:
методологические подходы и перспективы изучения.................................................. 7
Минеева И. Н. Литературно-художественное эссе
как жанр учебной работы в высшей школе……………….………………………….. 12
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рябухина Е. А. Стратегия развития
текстовой деятельности старшеклассников……………………………………….….. 17
Терентьева Н. П. Возможности формирования читательского самосознания
в школьном читательском блоге …………………........................................................ 26
Стрелец Л. И. Коммуникативная стратегия изучения
литературного произведения в школе………………………………………………… 31
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Гринберг Б. М. Урок литературы как креативное пространство……………………. 36
Какорина Е. В., Смирнова Н. Л. Готовность детей мигрантов
к обучению на русском языке:
анализ результатов урока-тестирования ……………………………………………... 40
Уткина О. С. Виды и формы контроля развития
речевой деятельности учащихся основной школы………………………………....... 48
ИДЕТ УРОК
Кашапова Э. Н., Яковлева Е. В. Приемы работы с таблицей
в обучении русскому языку……………………………………………………………. 52
Алексеева М. А. Образ Понтия Пилата
в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (урок-мастерская)………………. 57
ТРАЕКТОРИИ ТЕКУЩЕГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
Абашев В. В. «Русская Швейцария» Михаила Шишкина
в контексте путеводительного жанра ………………………………………………… 60
Полева Е. А. Человек иллюзий и настоящий человек в обществе потребления:
к проблематике повести О.А. Славниковой «Бессмертный»…………....................... 65
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УРАЛА
Харитонова Е. В. Формы авторефлексии
в современной детской литературе Урала……………………………………………. 70
ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАРУБЕЖНУЮ КЛАССИКУ
Проскурнин Б. М. Историческая дилогия Хилари Мантел
и «память жанра»……………………………………………………………………….. 77
Валова О. М. Семантика веера в драматургии Оскара Уайльда ………………….. 84
МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Проскурина Е. Н. Рассказ А. Платонова «Взыскание погибших»:
духовный и автобиографический контекст…………………………………………... 90
Даниленко Ю. Ю. Опыт гендерного анализа современного текста
(на материале рассказа Т. Толстой «Спи спокойно, сынок»)……………………...
96
Стр.3
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Херльт Й. Рецензия на монографию «Русский традиционализм:
история, идеология, поэтика, литературная рефлексия»
(Серия Универсалии культуры. Вып. VII: монография / отв. ред. Н. В. Ковтун. —
М.: ФЛИНТА : Наука, 2016)…………........................................................................... 100
Марков А. В. Новые перспективы изучения традиционализма в литературе
(Русский традиционализм: история, идеология, поэтика, литературная рефлексия.
Серия Универсалии культуры.
Вып. VII / отв. ред.: Н.В. Ковтун. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2016)………………… 102
Загидуллина М. В. Рецензия на книгу «Топографии популярной культуры»
(ред.-сост. А. Розенхольм, И. Савкина. —
М.: Новое литературное обозрение, 2015)…................................................................. 104
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 2(44)/2016
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESIS
Yermolenko S. I. L. Ginzburg about the lyrics:
methodological approaches and perspectives to study....................................................... 7
Mineeva I. N. Literary essay as an academic training genre
of the higher education ………………………………………………………………….. 12
EDUCATIONAL TECHNIQUES
Ryabukhina E. A. The strategy
of senior high school students’ text activity development………………………………. 17
Terentieva N. P. The possibility of formation of reader's self-consciousness
in school reader's blog …………………………………………………………………... 26
Strelets L. I. Сommunicative strategy of studying a literary work at school……………. 31
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Grinberg B. M. The lesson of literature as a creative area………………………………. 36
Kakorina E. V., Smirnova N. L. The readiness of migrants’ children to schooling
in Russian: the arrangement of a testing lesson and the analysis of results …………….. 40
Utkina O. S. The types and forms of monitoring of speech activity development
of secondary school students…………………………………………………………….. 48
A LESSON IN PROGRESS
Kashapova E. N., Yakovleva E. V. Techniques of working with table
in the Russian language teaching………………………………………………………... 52
Alekseeva M. A. The image of Pontius Pilate
in Bulgakov’s novel «Master and Margarita» (the workshop technology)……………… 57
THE TRAJECTORIES OF MODERN LITERARY PROCESS
Abashev V. V. Mikhail Shishkin’s Russian Switzerland
in the Context of Guidebook Genre ………………………………………….................. 60
Poleva E. A. A person of illusion and a person of reality in the consumer society:
about the problematics
of the novella by O.A.Slavnikova «Immortal» [Bessmertniy]…………………………... 65
CHILDREN’S LITERATURE OF THE URALS
Haritonova E. V. Forms of self-reflection in contemporary children’s literature
of the Urals………………………………………………………………………………. 70
REREADING WORLD CLASSICAL LITERATURE
Proskurnin B. M. Hilary Mantel's historical dilogy
and «the memory of a genre»……………………………………………......................... 77
Valova O. M. Semantics of the fan in Wilde’s plays…..……………………………...… 84
ANALYTICAL READING
Proskurina E. N. Short story «The Seeker of the Lost» by A. Platonov:
spiritual and autobiographical contexts……….…………………………………………. 90
Danilenko J. Yu. Gender analysis of the modern text
(on the material of the story «Sleep well, my son») by Tatyana Tolstaya….…………… 96
Стр.5
REVIEWS
Herlth J. Review of the book: Russian Traditionalism:
History, Ideology, Poetics, Literary Representation
(Series: Cultural Universalia. Issue 7. A monograph, ed. Natalia Kovtun.
Moscow: Flinta & Nauka Publishing, 2016.)……………………………………………. 100
Markov A. V. New perspectives for traditionalism studies in literature
(Russian traditionalism: history, ideology, poetics, literary reflection.
Series: Cultural Universalia. Issue 7.
A monograph, ed. Natalia Kovtun. Moscow: Flinta&Nauka Publishing, 2016.)……….. 102
Zagidullina M. V. Review of the book: Topography of Popular Culture
(ed. A. Rosenholm, I. Savkina — Moscow: New Literary Observer, 2015)……………. 104
Стр.6