ББК Ш33(4Вел)63-8,44 Б. М. Проскурнин Пермь, Россия ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИЛОГИЯ ХИЛАРИ МАНТЕЛ И «ПАМЯТЬ ЖАНРА» Аннотация. <...> Два романа известной английской писательницы Хилари Мантел о Томасе Кромвеле и Генрихе VIII «Волчий зал» и «Внесите тела» анализируются в контексте истории и современного состояния жанра исторического романа. <...> В статье показывается оригинальность художественного мира анализируемых романов и особенности творческого переосмысления писательницей глубоких национальных традиций жанра, поисков и приобретений предыдущих поколений европейских и английских романистов и современников Мантел, обращавшихся к изображению прошлого своей страны. <...> Прослеживается, как преломляется в дилогии тенденции «осюжетивания» и субъективизации истории, когда массивный объем английской истории в ее поворотный и решающий момент реконструируется через бытование в сознании протагониста, а прошлое, настоящее и будущее страны выступают субстанциями его внутренней жизни. <...> Доказывается, что писательницу интересует не столько политическая история, сколько культурологические сдвиги, которые переживала Англия XVI в., что в центре ее внимания культуро-созидающая активность исторической личности, существование которой вносит в жизнь новую форму и новое содержание. <...> В статье демонстрируется, что фигура главного героя и одновременно нарративного центра дилогии — яркий пример единства двух структурных доминант в современном английском романе: рефлексивной и психолого-аналитической (самопознание и самоанализ) и исторической. <...> Ключевые слова: исторический роман, повествование, литературный характер, художественный психологизм, историзм, Англия, Томас Кромвель, Генрих VIII, Хилари Мантел. <...> Proskurnin Perm, Russia HILARY MANTEL'S HISTORICAL DILOGY AND «THE MEMORY OF A GENRE» Abstract. <...> Two historical novels of Hilary Mantel are under analysis in the essay in the context of the development of historical novel and the dialectics of traditions and innovations. <...> In the essay it is shown the ways in which the tendencies of so called ‘plotted history’ and ‘subjectivization of history’ are being <...>